Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Мифологический образ трикстера и феномен деструктивноститрикстер антропоморфный противоправный деструктивность агрессияОбщечеловеческие нормы и ценности вырабатывались на протяжении многих исторических эпох. Человек, являясь субъектом общечеловеческих норм и ценностей, постоянно находится в социальных связях с социумом.Поскольку границы нормы весьма условны, отклоняющееся поведение не является новообразованием и признаком современности.К.Г. Юнг, основатель аналитической психологии, утверждал, что существуют психические структуры (архетипы), присутствующие в каждом из нас. Т.е. так же как гены определяют наше физиологическое развитие, так архетипы определяют характер нашего психологического развития.Архетипы находят свое содержание в народных сказаниях, мифах, легендах. Каждая легенда, каждый миф несет в себе скрытый способ решения той или иной жизненной проблемы. Остановимся подробнее на архетипе «трикстера». Этот архетип, по своей сути, является очень ярким и характерным примером девиации.Будучи одной из поистине универсальных фигур в мировой мифологии, трикстер традиционно рассматривается как пародийный спутник (дублер) культурного героя: его враг или неумелый подражатель-соперник [1].Трикстер находится на границе игры и действительности. Сама жизнь по трикстеру оформлена особым игровым образом. По правилам, которые он задает, живут все окружающие его. Недаром человек чувствует себя игрушкой в руках «случая», который парализует его волю и действия.Трикстер задает динамику и направление развития мира и управляет элементами мира. Культурный герой создает нечто, чему его антипод трикстер придумывает противоположный элемент.Трикстер – это та самая неожиданность, случайность, которая всегда некстати и которая всегда держит в напряжении, в готовности к ответному действию. Каждый элемент мира оказывается запрограммированным на ожидание своего «отрицания». Задача трикстера не разрушить, а вызвать ответную реакцию, которая обернется новым созиданием. Пока в мире идет подобный диалог– мир живет и развивается.К.Г.Юнг рассматривал трикстера как архетип, воплощающий антисоциальные, инфантильные и неприемлемые аспекты «я».Тема трикстера возникает не только в мифической форме, она проявляется и у современного человека. Всегда когда он попадает в сеть «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям, он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Юнг определил этот компонент образа, назвав его тенью. Он утверждает, что мы не осознаем того факта, что в карнавальных обычаях и им подобных присутствуют пережитки коллективного образа тени. Под воздействием цивилизации этот коллективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следы в фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметом личной ответственности.«Трикстер – и нечеловек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого - его бессознательное. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки бьются одна с другой. Даже его пол, несмотря на фаллические признаки, не определен: он может стать женщиной и выносить ребенка» [3, 347].Он постоянно попадает в дурацкие переделки, хотя на самом деле он не злой и совершает жестокие поступки просто из-за бессознательности и покинутости.Современный человек забыл о трикстере. Он воспринимает его лишь образно и метафорически, когда говорит о судьбе, сыгравшей с ним шутку, или о заколдованности вещей.Он не догадывается о том, что его собственная скрытая и казалось - бы безвредная тень обладает свойствами, опасность которых превосходит его самые необузданные мечты. Как только начинает подавляться индивидуальность в любых своих проявлениях, тень приходит в движение и, как показывает история, может даже найти свое воплощение. «Он думает, что, если бы еда и одежда доставлялись бы бесплатно к порогу или если бы все имели автомобили, ему бы открылся смысл существования. Это - детское недомыслие, вырастающее на месте бессознательной тени и оставляющее ее неосознанной. Из-за этих предрассудков личность чувствует себя полностью зависимой от своего окружения и теряет всякую способность к интроспекции. Тем самым ее этический кодекс замещается знанием того, что позволено, положено или запрещено »[3, 351]. Т.о., психологическая фигура трикстера по Юнгу - это коллективный образ тени, объединение всех низших черт характера в людях, возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями, это огромный источник энергии для будущего развития [4].В смысле коллективного бессознательного тень - это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. тень не может быть до конца преображена воспитанием. Тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными нормамиТень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом. Люди не обязательно отрицают Тень: порой теневые качества личности спокойно сосуществуют с ней. Поэтому, как пишет Юнг, человек, которым владеет тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы [4].Глубокие социальные изменения, происходящие в современном мире, заставляют нас с новых позиций рассматривать феномен трикстера, одним из теневых проявлений которого является – деструктивная деятельность человека. Никакие моральные, религиозные, правовые нормы не в состоянии предотвратить деструктивность.Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу – и природная среда, и памятники культуры, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению.Одним из проявлений деструктивности является агрессия. Слово «агрессия» имеет много значений, чем вызывает большую неразбериху в литературе. «Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради наживы, и к садисту, пытающему пленника» [2, 12].Э. Фромм, аргументируя употребление слова «агрессия», в конечном счете, пришел к понятиям доброкачественной и злокачественной агрессий.Агрессия в отношении поведения, связанного с самообороной, с ответной реакцией на угрозу, та, которая не ведет к разрушению и выполняет лишь роль сторожа интересов человека, Э. Фромм определил как доброкачественную агрессию. А стремление человека господствовать над другими живыми существами, что проявляется в желании разрушать или развлекать себя способами, подчас отличающимися невиданной жестокость – злокачественной агрессией. Доброкачественную агрессию условно можно разделить на псевдоагрессию и оборонительную агрессию.Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. И выделяет следующие формы псевдоагрессии: непреднамеренная агрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаружив...
Другие файлы:

Архетип трикстера в романе Ч. Диккенса "Посметрные записки пиквикского клуба"
Пародийный спутник культурного героя. Характер трансформации мифов о культурном герое-трикстере в процессе формирования образа трикстера в современной...

Теоретическая реконструкция работы Э. Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" - анализ личности Сталина и Гитлера
Исследование Фроммом проблемы агрессии и деструктивности с целью предусмотрения возникновении новой их волны. Предпосылки возникновения "садизма" и "н...

Теория деструктивности Э. Фромма
Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традицио...

О деструктивности конфликтов

Мифологический образ дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Общая характеристика мифологемы "дом" как доминантной семантической составляющей национальной картины мира, сложившейся в русской классической литерат...