Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психология личности

Тип: учебное пособие
Категория: Психология
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУФедеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»кафедра педагогики и культурыМЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ: «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»(Часть1)для студентов дневного и заочного отделенийСанкт-Петербург-Пушкин2006г.Данные методические материалы по курсу: «Психология личности» входит в число общих гуманитарных и элективных курсов для студентов всех факультетов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. В дополнении к основному курсу: «Психология и педагогика» студенты должны усвоить специальный курс: «Психология личности» Получить минимум знаний по отдельным разделам курса. Элективный курс дает возможность ознакомиться с нарушениями развития личности, акцентуацией характера личности человека и наиболее распространенными психическими заболеваниями.Составители: доцент, кандидат биологических наук М.В. Краснова;профессор, доктор философских наук А.Г. Давыденкова.Общая редакция – профессор, доктор философских наук М.А. АрефьевУтверждено на заседании кафедры педагогики и культуры СПбГАУ,протокол № 7 от 28.04 2006г.Рекомендовано к изданию Ученым советом гуманитарно-педагогического факультета СПбГАУ (протокол №14 от 23.05. 2006г.).СодержаниеРаздел.1. Нарушения развития личности 1.1. Нарушения мышления.1.2. Нарушения памяти1.3. Нарушение внимания1.4. Нарушение восприятия1.5. Расстройства эмоцийРаздел 2. Акцентуация характера2.1. Психопатия2.2. Типы конституциональных акцентуаций характераРаздел 3. Наиболее распространенные психические заболевания3.1. Шизофрения3.2. Маниакально-депрессивный психоз3.3.Эпилепсия3.4. Олигофрения3.5. Психические расстройства органического генезаЛитератураРаздел 1. Нарушения развития личностиСуществует множество определений личности. Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.Ученые рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью человека. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Основные задачи исследования личности:
  • Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.
  • Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней.
  • Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.
  • Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии.
  • Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за человеком и беседах с ним, второй предполагает использование разнообразных тестов.Изучение истории жизни человека происходит с помощью "анамнестического”, или биографического, метода. Необходимо собрать сведения о человеке не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. Наиболее распространенные тесты для исследования личности:
  • Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях.
  • Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.
  • Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.
  • Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству.
  • Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.
  • Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация ответов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.
  • Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к содержанию предлагаемых в тесте утверждений. В результате специальной процедуры строится график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохондрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – импульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, паранойи – ригидности, психастен...
  • Другие файлы:

    Психология личности. Шпаргалки
    Информативные ответы на все вопросы курса «Психология личности» в соответствии с Государственным образовательным стандартом....

    Марксизм и теория личности
    ОглавлениеВступительная статья. Проблемы марксистской теории личности Вместо предисловия Часть I. Психология личности как зарождающаяся наука I. Наука...

    Основы психологии.
    3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: 2000. - 672 с. В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведен...

    Диспозиционное направление в психологии личности
    Теория черт личности Р. Кеттела. "Шестнадцать личновнстных факторов". Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов лично...

    История и современные теории личности
    Исследование сущностных основ психодинамической теории личности З. Фрейда и индивидуальной теории личности А. Адлера. Характеристика основных подструк...