Общая характеристика дошкольного периода
Северный государственный медицинский университетФакультет клинической психологии и социальной работыЗаочное отделениеОтделение клинической психологииКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПо дисциплине «Психология развития и возрастная психология»На тему «Общая характеристика дошкольного периода»Студентки Тестовой Анастасии АнтоновныСпециальность 030302 «Клиническая психология»форма обучения:заочная (с применением дистанционных технологий)Курс 3Преподаватель: Миткевич Владимир АнатольевичАрхангельск, 2011СОДЕРЖАНИЕВведениеОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.1.1 Основные особенности дошкольного возраста1.2 Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах1.3.Харктеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте1.4 Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте1.5 Основные новообразования дошкольного возраста2. РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮЗаключениеСписок литературыВведениеДошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.Для этой стадии детства характерны:- максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;- максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);- минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.В дошкольном возрасте психическое развитие осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой — появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия познания и общения, продуктивных видов деятельности.В данной работе будут рассмотрены основные характеристики дошкольного периода. Определено его значение в становлении личности. А также психологическая готовность перехода к следующему этапу – школьному обучению.ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ1.1 Основные особенности дошкольного возрастаМир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочка – расческа), замещение происходит по символическому типу (палочкой можно расчесаться), а кубиком нельзя). В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры – от копирования к моделированию, от развернутой операционно – технической игры к моделированию (скрытые правила, скрытая роль, скрытая воображаемая ситуация).Новообразования – накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания – появляются этические инстанции, нравственного самосознания.Мотивы: желание быть похожим на взрослых итд. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний – в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа) .Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.Развитие эмоциональной сферы: с помощью взрослого.К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств.Развитие самосознания: Явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему окружающие, проявляет себя в самооценке. Тревожность связана с неустойчивостью самооценки. С ребенком должны быть ровные спокойные отношения. Немотивированное ограничение потребностей ребенка, ограничиваем его познавательную активность (оборонительная активность – агрессия). Или пассивного типа – ребенок ни в чем не хочет участвовать. Ребенок под влиянием малейших неудач ил успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу.