Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Структурные взаимосвязи видов направленности личности

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
СодержаниеВведение1 Направленность личности: потребности и цели2 Мотивация деятельностиЗаключениеСписок использованной литературыВведениеПроблема деятельности и направленности личности – одна из стержневых в психологии. Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы ответить на важные вопросы: Что такое направленность личности? Каковы её основные формы? Чем обусловлена мотивация деятельности человека? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач.В ходе работы предполагается решить следующие задачи:- раскрыть сущность и отличительные черты понятий направленности личности и мотивации деятельности;- изучить основные формы направленности личности и мотивации деятельности;- изучить основные теории мотивации.Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.Список литературы включает в себя 8 источников. В том числе учебные пособия: Е. А. Климов «Общая психология, А. Г. Маклаков «Общая психология», А. Б. Орлов «Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики», В. С. Орлов «Психология человека», Э. П. Утлик «Психология личности»; труд А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», в котором отражены сущность понятия направленность личности и её основные формы, статья В. В. Давыдова «Понятие деятельности как основание исследования научной школы Л.С. Выготского», а также собрание сочинений Л. С Выготского, в которых глубинно рассматривается понятие деятельности человека и её мотивы.1 Направленность личности: потребности и целиНаправленность личности – это «система устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направления поведения личности». Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности.Выделяются следующие формы направленности личности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение – это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.Следующая форма направленности – стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.Следующая форма проявления направленности личности – это идеал. Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности. Важно подчеркнуть, что «в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности».Выделяют несколько видов направленности личности.Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.Если у человека сложилась индивидуалистическая или, наоборот, деловая коллективистская направленность личности, то можно с большой степенью вероятности предсказать, как он поведет себя в предполагаемых обстоятельствах. Это важно, в частности, при решении вопросов подбора и расстановки кадров, комплектовании производственных бригад, управленческих команд, педагогических коллективов, экипажей. Воспитание направленности – важнейшая и сложная задача семьи, школы и системы профессионального образования.Л.С. Выготский выделял индивидуальную и коллективную деятельность, при этом подчеркивал, что ин...
Другие файлы:

Особенности взаимосвязи типов и видов направленности личности с межличностными отношениями старшеклассников
Рассмотрение понятия и основных составляющих направленности личности. Особенности межличностных отношений старших школьников. Выявление доминирующих т...

Характеристика направленности личности осужденных
Сущность и разновидности направленности личности, факторы, влияющие на выбор направления. Место осознаваемых мотивов в направленности личности. Структ...

Выявление взаимосвязи профессиональной направленности с самооценкой студентов-психологов
Теоретический анализ и соотношение понятий профессиональной направленности, самоопределения и пригодности личности. Психологические особенности развит...

Понятие личности в психологии
Общая характеристика и содержание направленности личности в психологии. Система направленности личности по В.А. Сластенину и В.П. Каширину. Условия фо...

Изучение направленности личности старшеклассников с разными акцентуациями характера
Проблема направленности личности в психологии, ее связь с акцентуацией характера в старшем школьном возрасте. Процедура и методы исследования типов на...