Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школеСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГлава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Познавательные процессы и их характеристика
  • Особенности развития познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте
  • Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения
  • Глава 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Организация экспериментального исследования
  • Методики исследования
  • Результаты исследования и их психологический анализ
  • Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВВЕДЕНИЕВ настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. В связи с этим основной целью психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания школьников на протяжении всего периода обучения является выявления индивидуальных вариантов развития, своевременной коррекции в случае необходимости. Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего, необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка. До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития развития познавательных процессов.Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.На основе изучения педагогического опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к диагностике, как основе формирования познавательных процессов младших школьников.В связи с актуальностью определена цель курсовой работы, которая заключается в следующем: изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у школьников на начальных этапах обучения в школе. Объект исследования - дети младшего школьного возраста. Предмет — особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста.Гипотезы исследования:
  • познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания.
  • уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен, в частности, различен уровень интеллекта и развития свойств внимания и памяти.
  • Задачи исследования:
  • Изучить теоретический аспект проблемы познавательных процессов и уровня их развития у школьников на начальном этапе обучения в школе;
  • Диагностировать уровень развития познавательных процессов у младших школьников;
  • Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.
  • Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; беседа, тестирование, математическая обработка результатов.Методики исследования:База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 14 г. Сыктывкар. В эксперименте приняли участие 21 ребенок — учащиеся 1-а класса.Теоретическая значимость исследования в раскрытии понятий «познавательных процессов», в выделении психолого-педагогических особенностей развития познавательных процессов младших школьников, в определении содержания психологической диагностики познавательных процессов детей младшего школьного возраста.Практическая значимость исследования в том, что результаты исследования могут быть полезны психологам, работающим с детьми младшего школьного возраста, педагогам и родителям. Структура. Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, список литературы и приложения.Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1.1 Познавательные процессы и их характеристикаВажнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны. Рассмотрим особенности каждого из них [13]Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
    Другие файлы:

    Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков на начальном этапе обучения иностранным языкам
    Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку на начальном этапе. Специфика урока иностранного языка. О введении иностранного языка в на...

    Развитие познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе
    Характеристика психологических новообразований и познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Особенности психодиагностики и коррекционной пр...

    Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку
    Возрастные особенности развития младших школьников. Трудности овладения английской грамматикой в начальной школе. Разработка системы упражнений с прим...

    Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения
    История "личностной компоненты" образования в отечественной педагогике. Диагностика личностных особенностей учащихся. Оценка уровня школьной мотивации...

    Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ
    Природа и специфика фортепианного звука. Цели и задачи пианистического обучения и воспитания. Особенности развития учащихся-пианистов на начальном эта...