Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе
Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школеСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГлава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Познавательные процессы и их характеристика Особенности развития познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обученияГлава 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОрганизация экспериментального исследованияМетодики исследованияРезультаты исследования и их психологический анализПрактические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассниковЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВВЕДЕНИЕВ настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. В связи с этим основной целью психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания школьников на протяжении всего периода обучения является выявления индивидуальных вариантов развития, своевременной коррекции в случае необходимости. Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего, необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка. До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития развития познавательных процессов.Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.На основе изучения педагогического опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к диагностике, как основе формирования познавательных процессов младших школьников.В связи с актуальностью определена цель курсовой работы, которая заключается в следующем: изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у школьников на начальных этапах обучения в школе. Объект исследования - дети младшего школьного возраста. Предмет — особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста.Гипотезы исследования:познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания.уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен, в частности, различен уровень интеллекта и развития свойств внимания и памяти.Задачи исследования:Изучить теоретический аспект проблемы познавательных процессов и уровня их развития у школьников на начальном этапе обучения в школе;Диагностировать уровень развития познавательных процессов у младших школьников;Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; беседа, тестирование, математическая обработка результатов.Методики исследования:База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 14 г. Сыктывкар. В эксперименте приняли участие 21 ребенок — учащиеся 1-а класса.Теоретическая значимость исследования в раскрытии понятий «познавательных процессов», в выделении психолого-педагогических особенностей развития познавательных процессов младших школьников, в определении содержания психологической диагностики познавательных процессов детей младшего школьного возраста.Практическая значимость исследования в том, что результаты исследования могут быть полезны психологам, работающим с детьми младшего школьного возраста, педагогам и родителям. Структура. Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, список литературы и приложения.Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1.1 Познавательные процессы и их характеристикаВажнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны. Рассмотрим особенности каждого из них [13]Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.