Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Девиантное поведение как проблема социальной работы

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Девиантное поведение как проблема социальной работыСодержаниеВведение1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения1.2 Девиантное поведение как социальная проблема2. Проблема девиантного поведения в современном обществе2.1 Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе2.2 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учрежденииЗаключениеСписок литературыВведениеАктуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.Социальная значимость работы состоит в следующем. Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях. Наша задача – изучить причины возникновения такого феномена как девиантное поведение, с тем, чтобы выработать наиболее эффективные методы помощи проблемным детям.Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других.Современные знания о девиантном позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицина, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.Отдельные подходы, уделяют внимание преимущественно какому – то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения подростков.Объект исследования: девиантное поведение.Предметом исследования является процесс организации социальной работы по преодолению и профилактике девиантного.
  • теоретический анализ проблемы девиантного поведения в современном состоянии;
  • раскрыть деятельность социального работника по преодолению и профилактике девиантного поведения.
  • 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведенияРассматривая сущность какого-либо понятия или явления, необходимо иметь нечто похожее, чтобы определить отличия, выявить специфику искомого понятия. В отношении девиантного поведения такими близким по значению понятиями выступают агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение.Рассмотрим отдельно каждое из вышеназванных понятий. Проявление физической агрессии в подростковой среде можно оценивать с разных точек зрения: с одной стороны, как элемент процесса социализации, адаптации к жизни в коллективе, а с другой - несомненно, как девиацию, особенно если проявления агрессии осложнены склонностью подростка к другим формам отклоняющегося поведения.Агрессивное поведение — (от лат, aggressio — «нападение») - тенденция, проявляющаяся в реальном поведении или сфантазированная с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними [39, с. 14].Целью агрессии могут быть: причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии, как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия может быть направлена на внешние объекты (люди, предметы) или на себя (тело, личность).Условия формирования агрессии:
  • внешние физические и социальные условия;
  • индивидуальные и возрастные особенности;
  • различные семейные факторы (низкая степень сплочённости семьи, конфликтность, неадекватный стиль семейного воспитания) [3, с.42].
  • Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.Понятие делинквентное поведение происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - делинктами [39, с.46].Все правонарушения делятся на преступления и проступкиПодросткам и юношам в возрасте 14 - 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершённый детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодёжной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одеж...
    Другие файлы:

    Делинквентное и девиантное поведение подростков
    Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. Формы проявления нарушений поведения. Психологические факторы трудновоспитуем...

    Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

    Девиантное поведение в подростковой среде
    Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности. Выявление специфических причин и типичных форм девиации подростков. С...

    Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы
    Особенности социального, психологического и сексуального развития детей. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте ка...

    Девиантное поведение как социальная проблема
    Характеристика, формы и виды девиантного поведения. Основные направления профилактики его проявлений. Разработка программы социальной работы по профил...