Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Министерство образования Российской ФедерацииРоссийский государственный профессионально-педагогический университетКафедра теоретической и экспериментальной психологииКУРСОВАЯ РАБОТАПо курсу «Психодиагностика»На тему:Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возрастаСтудент: Золотовскова А.А.Группа: ПП-208Преподаватель: Белова Д.Е.Екатеринбург 2007ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАК ПРОЦЕССА ОБРЕТЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ1.1 Сущность идентификации и идентичности1.2 Виды идентификации и идентичности1.3 Теории изучения феномена идентификации и идентичности1.4 Половое воспитание как фактор обретения идентичности1.5 Особенности протекания идентификацииГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ2.1 Организация психодиагностического обследования2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик2.3 Описание психодиагностической процедурыГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольниковЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕВВЕДЕНИЕТема моей курсовой работы – выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста.Актуальность темы несомненна: в современном мире у людей представления о полоролевых отношениях достаточно размыты. У отдельного индивида определенного биологического пола проявляются свойства и качества личности, которые на протяжении тысячелетий закреплялись социально обществом за противоположным данному индивиду полом. Это, конечно, является следствием воспитания. Если у родителей нет четкой половой идентичности либо она не соответствует биологическому полу, то идентификация детей таких родителей будет протекать неадекватно, и, как следствие, дети обретут половую идентичность, не соответствующую их полу, либо у них будет наблюдаться диффузия идентичности. А от этого зависят социальные роли и статусы, половые функции, и направление жизненного пути индивида в целом. Для успешного обретения адекватной идентичности необходима соответствующая программа полового воспитания, разработав и внедрив которую, психологическое сообщество поможет детям стать психически здоровыми взрослыми людьми с адекватной половой идентичностью. А для составления программы нужно сначала выявить особенности протекания идентификации как процесса обретения адекватной половой идентичности.Данная тема показалась мне интересной и увлекательной. Подбирая и анализируя литературу по данной теме, я обнаружила достаточно много противоречий в совокупности психологического знания. Во-первых, нет единого мнения по вопросу о сущности и видах идентификации и идентичности; во-вторых, разные подходы указывают на различные факторы, влияющие на процесс идентификации; в-третьих, неясно, как именно и в каких структурных единицах можно измерить идентификацию; в-четвертых, отсутствуют стандартизированные методики для выявления особенностей идентификации и идентичности либо их измерения.В качестве предмета обследования я выделила особенности протекания идентификации как процесса обретения половой идентичности. Изучением проблем идентификации и идентичности в отечественной психологии занимались И.С. Кон, А.И. Захаров, А.А. Чекалина, В.С. Малахов и др.; в зарубежной – З. Фрейд, Э. Эриксон, М. Джеймс, Д. Джонгвард, С. Бем и др.Объектом обследования в моей курсовой работе выступили восемь дошкольников частного детского сада г. Полевского (от 4 до 7 лет, средний возраст 5,5 лет; из них 6 мальчиков и 2 девочки) из полных семей.Целью обследования я поставила выявление особенностей протекания идентификации как процесса обретения половой идентичности. Предположительно в полных семьях идентификация должна протекать успешно, кроме случаев с конфликтами в семье. Для достижения цели я поставила следующие задачи:
  • Осуществить теоретический анализ работ по проблеме протекания идентификации;
  • Сравнить основные методологические подходы к изучению идентификации и идентичности;
  • Освоить методики: опросник «Идентификация детей с родителями» (автор А.И. Захаров) и проективный тест «Рисунок человека» (автор С. Леви);
  • Применить методики на респондентах;
  • Составить диагностическое заключение по особенностям протекания идентификации;
  • Сообщить обследуемым результаты диагностики.
  • Теоретическим основанием определения психологических феноменов, являющихся предметом обследования, являются теории полового воспитания (автор А.И. Захаров) и интерпретации рисунков человеческой фигуры (автор К. Маховер). В качестве методического инструментария использовались методы качественной обработки и интерпретации результатов. В работе использовались методы: опросник «Идентификация детей с родителями» (автор А.И. Захаров [Захаров А.И., 1986]) и проективный тест «Рисунок человека» (автор С. Леви [Леви С., 1999]). ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАК ПРОЦЕССА ОБРЕТЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ1.1 Сущность идентификации и идентичностиСуществуют многие и разные определения идентификации и идентичности. Несомненно, их рассмотрение представляет одно из важнейших направлений...
    Другие файлы:

    Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста
    В данном пособии впервые рассматривается проблема формирования позитивной половой идентичности у детей дошкольного возраста, предлагается программа иг...

    Теории половой идентичности
    Гормональная теория пола. Теория внутриутробной дифференциации головного мозга. Особенности формирования половой идентификации у детей, воспитываемых...

    Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста
    Понятие о половой идентификации. Психические различия мальчиков и девочек. Понятие семья, ее виды и влияние на психическое развитие. Изучение маскулин...

    Психическая адаптация дошкольников к детскому саду
    Исследование гендерной специфики психической адаптации детей дошкольного возраста. Изучение факторов адаптации детей к условиям дошкольного учреждения...

    Формирование словаря детей с помощью дидактических игр
    Проектирование системы дидактических игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Выявление особенностей формирования словаря детей...