Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Экспериментальные переменные и способы их контроля

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Московский государственный социальный университетФилиал в г. МинскеЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕИ СПОСОБЫ ИХ КОНТРОЛЯКонтрольная работа №2 по предмету"Основы психологического экспериментирования"студентки 5 курса з/оЛоктева О.В.Минск 2005СодержаниеВведениеНезависимая переменнаяЗависимая переменнаяКонтроль переменныхЭлиминацияСоздание константных условийБалансировкаКонтрбалансировкаРандомизацияЗаключениеСписок использованной литературыВведениеВозможность наблюдения и измерения переменных есть условие применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменной. Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера, но это могут быть и полученные на основе психологического наблюдения частоты встречаемости тех или иных изменений в поведении испытуемых. Определение переменной в самом общем значении этого термина: это реальность, изменения которой могут быть каким-то образом измерены. (5).Независимая переменнаяНезависимая переменная - та переменная, что введена экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться. (2).Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, называют чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух переменных. Например, в эксперименте по выработке простого двигательного навыка он наказывает испытуемого за неудачи электрическим током. Размер наказания может выступать в качестве независимой переменной, а скорость выработки навыка - зависимой переменной. Наказание не только закрепляет у испытуемого соответствующие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая влияет на результаты - увеличивает число ошибок и уменьшает скорость выработки навыка.Центральная проблема при проведении экспериментального исследования - выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:1) характеристики заданий;2) особенности ситуации (внешние условия);3) управляемые особенности (состояния) испытуемого. Последние часто называют "переменными организма". Иногда выделяют четвертый вид переменных - константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т.д.), но, на мой взгляд, они относятся к дополнительным переменным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.Характеристики задания - то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экспериментатор варьирует только характеристиками стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которые должен достичь испытуемый входе выполнения задания. Экспериментатор может варьировать средства, которые имеет испытуемый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изменять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т.д.К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.Эксперименты по выявлению эффекта социальной фасилитации (усиления) проводились по следующей схеме: испытуемому давалась какая-либо сенсомоторная или интеллектуальная задача. Он сначала выполнял ее в одиночку, а затем в присутствии другого человека или нескольких
Другие файлы:

Озонотерапия: клинические и экспериментальные аспекты
Практическое руководство "Озонотерапия: клинические и экспериментальные аспекты" расчитано на широкий круг практикующих врачей, а также на специалисто...

Проблема общественного контроля над властью
Способы общественного контроля над властью, их достоинства и недостатки для той или иной политической системы. Понятие общественного контроля, его осн...

Особенности таможенного контроля на примере предприятия ОАО "ИркАЗ-СУАЛ" с учетом изменения таможенного законодательства
Исследование методов и видов таможенного контроля, способы его осуществления. Характеристика таможенных операций и процедур на ОАО "ИркАЗ-СУАЛ", анали...

Виды и формы контроля лиц, товаров и транспортных средств
Институт таможенного контроля. Основные способы проведения таможенного контроля, его содержание, формы и принципы проведения. Организация и проведение...

Формы и методы финансово-экономического контроля
Форма финансово-экономического контроля как выражение и организация контрольной деятельности, ее разновидности в зависимости от времени осуществления....