Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Ценностно-смысловая саморегуляция поведения в юношеском возрасте

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Министерство сельского хозяйства Российской ФедерацииКемеровский государственный сельскохозяйственный институтГуманитарно-педагогический факультетКафедра психологииКурсовая работаЦенностно-смысловая саморегуляцияповедения в юношеском возрастеИсполнитель:Урлаткин Александр ВикторовичКемерово 2010ОГЛАВЛЕНИЕВведениеГлава 1. Особенности юношеского возраста1.1Юношеский возраст, задачи юношеского возраста1.2Особенности развития самосознания в юношеском возрасте1.3Кризис юношеского возрастаГлава 2. Саморегуляция в юношеском возрасте2.1Саморегуляция: основные направления и принципы исследования2.2 Развитие саморегуляции поведения в юношеском возрасте2.2.1Ценностно-смысловая сфера и ее значение для саморегуляции поведения2.2.2Активность и рефлексия, их роль в саморегуляции2.2.3Возрастные особенности ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрастеЗаключениеСписок использованной литературыПриложенияВведениеЮношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей, и девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.Исследование проблем молодежи вообще – веление времени. Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру.В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.Цель исследования: выявить психологические особенности саморегуляции поведения в юношеском возрасте Объект исследования: саморегуляция поведения юношей, ценностно-смысловая сфера личности.Предмет исследования: психологические особенности, развитие и формирование саморегуляции поведения у юношей, а также особенности трансформации ценностно-смысловой сферы личности в современных условиях российской действительности.Гипотезы исследования:Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет выявить специфику развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов правосознания.В условиях современной российской действительности наблюдается трансформация ценностно-смысловой сферы личности представителей юношеского возраста, определяющая специфику правового сознания молодежи.Реализация поставленной цели предполагает решение задач:
  • Изучить психолого-педагогическую литературу, уточнить понятийный аппарат и определить основные теоретические подходы к проблеме исследования.
  • На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблему поиска смысла жизни в юношеском возрасте.
  • Выявить психологические особенности саморегуляции поведения у юношей в ценностно-смысловой сфере.
  • Провести анализ представлений и походов к исследованию ценностно-смысловой сферы личности в современной психологии.
  • Выявить особенности трансформации ценностно-смысловой сферы личности и различных компонентов правосознания в юношеском возрасте.
  • Методы проведенного исследования:
  • Метод наблюдения.
  • Методы обработки данных.
  • 1. ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА1.1 Юношеский возраст, задачи юношеского возрастаЮношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития. [1;223]Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественн...
    Другие файлы:

    Самоопределение в юношеском возрасте
    Становление личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте: динамика показателей; ценностно-смысловые рефлексии. Дифференциальна...

    Мотивы волонтерской деятельности в юношеском возрасте
    Мотивационная сфера личности как предмет психологического анализа, психологические подходы к исследованию проблемы мотивации волонтерской деятельности...

    Особенности самоотношения сирот в юношеском возрасте
    Психическое развитие человека. Формирование самоотношения в юношеском возрасте. Особенности социально-психологической ситуации формирования личности д...

    Построение межличностных отношений в юношеском возрасте
    Личность в юношеском возрасте. Психологические особенности юношеского возраста. Построение межличностных отношений в юношеском возрасте. Межличностные...

    Взаимосвязь склонности к зависимому поведению и индивидуально-психологических особенностей личности в юношеском возрасте
    Типы и формы зависимого поведения. Психологические риски формирования зависимостей в юношеском возрасте. Представление и анализ индивидуально-психолог...