Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Традиционализм и модернизм в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи УдГУ

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
СодержаниеВведениеГлава 1. Социокультурные аспекты интеграции Российской высшей школы в Болонский процесс1.1.Теоретические подходы к анализу проблем и перспектив Болонского процесса1.2. Механизмы адаптации ценностных ориентаций российского студенчества к современным европейским социокультурным стандартамГлава 2.Ценностные ориентации современной студенческой молодежи УдГУ2.1. Ценностные основания и приоритеты деятельности студентов УдГУ2.2.Динамика развития системы ценностей студенческой молодежи УдГУЗаключениеБиблиографический списокВВЕДЕНИЕАктуальность. Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества. Проблемы молодежи включены в контекст многих научных исследований с целью выяснения тенденций изменений ценностных ориентаций, определения механизмов преемственности и взаимодействия со старшими поколениями. Одним из основных институтов социализации в молодом и зрелом возрасте является высшее образование. Высшая школа через образовательную, научную и досуговую деятельность формирует нравственные качества человека, которые впоследствии могут способствовать закреплению его ценностных ориентаций и активной жизненной позиции. Актуальность изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения. К важным и актуальным особенностям возрастной когорты российской студенческой молодежи можно также отнести усложнение процессов формирования системы ценностей, связанное с системным кризисом, перехода к рыночным отношениям. Такого рода кризис затрудняет воспроизводство существующих общественных структур, норм, традиций, а также формирование и развитие общества в целом . Новая общественная среда требует от каждого индивида нового уровня сознания, иных моделей поведения. Современная высшая школа, являясь одним из важнейших институтов социализации, также переживает кризис. Одним из механизмов его преодоления становятся интегративные международные программы. Эти процессы направлены на расширение сотрудничества европейских государств, на формирование новых информационных потоков и механизмов принятия совместных решений по наиболее важным вопросам организации системы высшего образования. Вместе с тем, модернизация способствует и усилению кризиса традиционной системы ценностей, если социокультурные, исторические особенности общества оказываются учтены в недостаточной степени. Взаимодействие процессов модернизации и традиционализма является дискуссионным и противоречивым. Они рассматриваются как несовместимые вступающие в противоречие с традиционными ценностями, дополняющими друг друга, либо как соответствующие существующим культурным формам. Стратегия вхождения российской высшей школы в Болонский процесс будет определяться на государственном уровне. Однако особенности протекания этих адаптационных процессов будут во многом зависеть и от молодежи, формирующей облик общества будущего. Молодежь – социальная группа, которая, по сравнению с другими социальными слоями, обладает высокой мобильностью. Возникновение новых ценностей и трансформация базовых затрагивает ее в значительно большей степени. В трансформирующемся обществе важны как традиционные, так и модернистские ценности, но новые ценности, которые молодежь выбирает в качестве приоритетных, предполагают активную гражданскую позицию и самостоятельность в принятии решений. Но поскольку общество также находится в переходном состоянии, новые ценности нередко не стыкуются с нормативными традициями. В этих условиях возрастает актуальность изучения взаимодействия механизмов воспроизводства традиционных и актуализированных ценностей современной молодежи, как в общероссийском, так и в региональных аспектах. Студенчество Удмуртского государственного университета представляет собой молодежное сообщество ведущего регионального вуза и, с этих позиций, может рассматриваться как достаточно типичное для средних по численности населения российских городов. Степень разработанности проблемы. В настоящее время реформирование системы высшего образования стало одной важнейших дискуссионных тем. Научные исследования по различным проблемам и перспективам Болонского процесса представлены в работах А.И. Галагана, О.Д. Прянишниковой, Н.С.Ладыжец и ряда других. А.И.Галаган и О.Д. Прянишникова рассматривают его организационные аспекты, действие в России и за рубежом. Н.С.Ладыжец анализирует деятельность университетов и университетских систем, рассматривая их как субъекты общественных отношений и как явления культуры. Социологию молодежи разрабатывают зарубежные и отечественные социологи. Российская традиция исследования социологии молодежи представлена в работах Ю.Р.Вишневского, И.М.Ильинского, С.И.Иконниковой, А.Г.Кузнецова, О.И.Карпухин, А.В. Лисовского, В.Т.Лисовского, И.С.Кона, В.Л.Оссовского, В.Т.Шапко и ряда других авторов. Огромный вклад в изучение вопроса социализации молодежи внесли исследования В.Т.Лисовского. Им были проведены многочисленные опросы с целью определения системы ценностей, с которой идентифицирует себя молодое поколение. В.Л.Оссовкий изучал формирование трудовых ориентаций молодежи. О.И.Карпухин обосновывает особенности социализации и самоопределения молодежи России. Значительная работа в изучении социализации молодежи и ее ценностных ориентаций проведена зарубежными авторами, такими как В.Адамки, Э.Гидденс, Р.Добсон, И.Рихтер, Н.Смелзер, К.Штарке и рядом других. Э.Гидденс рассматривает процессы, происходящие в юношеской среде: девиантное поведение, вступление в брак, субкультуры молодежи, значимых для их жизни. Н.Смелзер разрабатывает различные концепции формирования личности. В процессе анализа публикаций по проблемам формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в контексте взаимоотношений модернизации и традиционализма особый интерес представляют труды М.С.Блиновой, Т. Н. Кочкаевой, И. М. Чудиновой и работы других авторов. М.С.Блинова изучает динамику ценностей современной молодежи юга России в условиях взаимодействия традиционализма и модернизации. Т.Н.Кочкаева исследует ценностно-целевые приоритеты модернизации современного общества. И.М.Чудинова рассматривает проблемы обновления и усвоения социально-политических ценностей, в условиях деформации существующей традиционной системы и образования новой. Современные исследователи уделяют большое внимание процессам глобализации и модернизации, оказывающим влияние на ценностные ориентации современной российской молодежи, их самоидентификацию и на социализацию. Объектом исследования является студенческая молодежь УдГУ. Предметом исследования – динамика ценностных ориентаций студенчества УдГУ в условиях адаптации к требованиям Болонского процесса.Основная цель исследования заключается в анализе динамики ценностей студенческой молодежи УдГУ в условиях взаимодействия процессов воспроизводства традиционализма и проведения модернизации российского высшего образования. Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач:- обосновать основные теоретические подходы к анализу проблем и перспектив Болонского процесса;- определить механизмы адаптации ценностных ориентаций студенчества России к европейским стандартам;
Другие файлы:

Ценностные ориентации современной молодежи в отношении семьи и брака
Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современн...

Специфика ценностных ориентаций молодежи
Понятие ценностных ориентаций. Определение личностных смыслов личности. Молодежь как социально-демографическая группа. Формирование ценностно-смысловы...

Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи
СМИ как социальный институт: понятие, виды. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массо...

Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи
Характеристика основных проблем, связанных с созданием семьи у студенческой молодежи. Исследование мотивов вступления в брак современных молодых людей...

Взаимосвязь ценностных ориентаций и репродуктивных установок
Теоретическое исследование литературы по проблеме взаимосвязи репродуктивных установок в системе ценностей. Специфику ценностных изменений общества. Э...