Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьника
Министерство образования и науки Российской ФедерацииДепартамент образования Вологодской областиГосударственное образовательное учреждениеСреднего профессионального образования«Тотемский педагогический колледж»Выпускная квалификационная работапо педагогике и психологииспециальность 050709 Психология преподавания в начальных классахРоль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьникаТотьма2008СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕРАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА1.1 Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем школьном возрасте1.2 Роль взаимоотношений в семье на процесс формирования потребности в самоутвержденииРАЗДЕЛ 2 ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ2.1 Методики исследования формирования потребности в самоутверждении сельского школьника2.2 Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьникаРЕКОМЕНДАЦИИЗАКЛЮЧЕНИЕБИБЛИОГРАФИЯПРИЛОЖЕНИЕВведениеЧастная жизнь человека богата и разнообразна. Каждый из нас в этой сфере играет многочисленные роли: отца (матери), сына (дочери), мужа (жены), работника или предпринимателя, владельца имущества или его приобретателя, автора или читателя.Для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - семья, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.А.С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка всемье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество; плохо воспитанные дети – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом»(17, с.27).Относительно процесса воспитания особенно важна роль родителей – отца и матери. От того, каким образом они соответствуют этой роли, во многом зависит воспитание ребенка, его личностное становление, потребность в самоутверждении и многое другое, что только может зависеть от воспитания, а не является врожденными качествами. Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенногообщественного статуса (25, с.48). Представленные тезисы подтверждают непреходящую актуальность избранной темы: «Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьника».Объектом изучения являются взаимоотношения семьи с ребенком в ходе воспитания у последнего потребности в самоутверждении.Предметом исследования выступает рассмотрение функциональной роли семьи в процессе становления у сельского школьника потребности в самоутверждении.Целью исследования является определение роли семьи в воспитании потребности к самоутверждению у сельских школьников младшего школьного возраста.Задачи исследования следующие:1. Изучить разнообразные источники информации по психологии и семейному воспитанию, рассматривающих семью как фактор самоутверждения младшего школьника.2. Определить роль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьника.3. Дать рекомендации студентам и учителям по использованию материала данной работы.На основе поставленной цели нами сформулирована гипотеза. Если семью рассматривать как благоприятный фактор воспитания потребности в самоутверждении сельских школьников и использовать его как поддерживающий и формирующий фактор, то это может положительно влиять на развитие личности в целом.РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА1.1 Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем школьном возрастеПроблема семьи и семейных отношений были актуальны всегда. Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей му...