Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психология ксенофобии и национализма

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ВведениеВ феврале 2009 года в МВД России состоялось совещание по вопросу: "О профилактике правонарушений среди футбольных болельщиков, реализации комплекса мер по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении футбольных матчей сезона 2009". В процессе совещания глава МВД России Рашид Нургалиев выразил особую озабоченность тем, что сегодня опасной тенденцией становится так называемая "английская болезнь", когда фанаты стремятся проявить себя в кулачных боях и уличных беспорядках (Брусов, Объединенная редакция МВД России, 2009). Эту проблему можно игнорировать, но ее нельзя не заметить. К сожалению, ей уделяется недостаточно внимания со стороны общества, также мало изучен ее психологический аспект.1. О динамике ксенофобских установокПроблему околофутбольного насилия можно рассматривать как минимум с двух точек зрения: с точки зрения социальной психологии и с точки зрения психологии личности. В настоящем исследовании данная проблема рассматривается с точки зрения психологии личности. Существование "футбольного хулиганизма" невозможно без образа врага, следовательно мы оказываемся перед необходимостью изучения этого явления с точки зрения проблемы ксенофобии.В ходе выявление уровня толерантности, агрессии и ксенофобии у контрольной и экспериментальной групп полученные данные свидетельствуют о повышенном уровне ксенофобии у экспериментальной группы, а уровень толерантности в экспериментальной группе ниже, чем у контрольной группы, причем различия значимы.Результаты исследования агрессии у испытуемых показали что, в среде футбольных хулиганов, нужно говорить об агрессии, как об акте поведения, а не как о черте личности.Далее была рассмотрена динамика ксенофобических установок в зависимости от количества лет, проведенных в "футбольном хулиганизме", и между выборками 2005 и 2007 годов. В ходе анализа не выявлена корреляция между индексом ксенофобии и количеством лет, проведенных участником в движении "футбольного хулиганизма" (выборка 2007 года), так же не выявлена корреляция ксенофобии к незнакомым и количеством лет, проведенных участником в движении "футбольного хулиганизма" во всей экспериментальной группе 2005-2007 годов (108 респондентов).Существует ошибочное представление о том, что футбольные хулиганы - это выходцы из низшего класса. Наши исследования показывают, что футбольные хулиганы происходят из всех слоев общества, многие из них имеют престижную высокооплачиваемую работу, хорошее образование, семью. Хулиганы живут обычной жизнью, как все нормальные люди, но в день футбольного матча они становятся участниками уличной войны.У футбольных хулиганов повышенный уровень ксенофобии и пониженный уровень толерантности, по сравнению с контрольной группой.Агрессия в среде футбольных хулиганов является инструментальной, так как она направлена на достижение определенных целей, связанных с конкретной группой, например с группой Стигматизированных Чужих (болельщики другого клуба).Субкультура "футбольного хулиганизма" не способствует развитию уровня ксенофобических установок личности. В данную субкультуру уже приходят люди с повышенным уровнем ксенофобии - поэтому у них есть потребность в разрядке ксенофобической агрессии. Но этот завышенный уровень поддерживается субкультурой.Результаты данного исследования дают эмпирический материал по теме толерантности, агрессии и ксенофобии; позволяют детерминировать "футбольный хулиганизм" как самостоятельную субкультуру и рассматривать его как значимую проблему российского общества.2. Нарративный анализ национальной идентичностиИстория исследования национальной идентичности характеризуется взаимно изолированным развитием двух направлений - историко-социологических исследований наций и национализма и кросс-культурной психологии. Первое из этих направлений, опираясь на концептуально-философское наследие, стремится к построению всеобъемлющей теории, объясняющей природу национальности как исторического явления и социальной конфигурации, а в прикладном аспекте видит свою задачу в указании путей превенции национализма в его экстремальных проявлениях и урегулирования межнациональных противоречий и конфликтов. Кросс-культурная психология, напротив, ориентируется на сбор и синтез эмпирических данных о конкретных национальных культурах, избегая теоретизирования о природе наций как идеологически окрашенного, а область прикладного применения своих открытий определяет как разработку программ по развитию навыков межэтнического взаимодействия путем распространения знаний о других культурах на индивидуальном, а не региональном и глобальном уровнях.Тем не менее, многие проблемы, сопутствующие межэтническому взаимодействию, зачастую сопряжены не с недостатком знаний о различных национальных культурах, но имеют значительно более глубокие корни в самой национальной идентичности участника взаимодействия. Под национальной идентичностью, в отличие от национальной принадлежности, следует понимать не только самоотнесение к определенной нации, но и релевантную систему смыслов, включающую представления о генезисе и признаках национальной принадлежности, природе мира наций в настоящее время и в исторической перспективе, соотношение выбора и обязательств и перспективы их выполнения. Следовательно, методологическая программа междисциплинарного исследования национальной идентичности должна предоставлять возможность для интеграции теоретических и прикладных контекстов историко-социологических исследований национальности и кросс-культурной психологии.Одним из наиболее перспективных методов осуществления данной исследовательской программы нам представляется нарративный анализ. Во-первых, автобиографический нарратив, сфокусированный на теме национальной идентичности, открывает доступ к многообразию ролей, значений и смыслов, недоступных для выявления другими методами. Во-вторых, развернутость во времени как неотъемлемая и одна из наиболее существенных характеристик нарратива позволяет раскрыть не только рефлексивные представления нарратора о времени, но и его способ бытия во времени в индивидуальной и национальной истории, что обеспечивает диалог между социальной психологией и историографией.
Другие файлы:

Ксенофобия: причины, виды и способы преодоления
Понятие ксенофобии в психологии и педагогике. Закономерности возникновения и развития ксенофобии. Отличия ксенофобии от расизма и предосудительности п...

Освещение ксенофобии в российских СМИ
Анализ проблем современного состояния телевещания. Практическое изучение ксенофобии на телевидении, телевизионные предпочтения населения. Коммуникатив...

Национализм как политическая идеология
Книга посвящена одному из самых противоречивых политико-идеологических явлений современности — национализму. Не считая возможным сводить национализм к...

Особенности русского национализма в современной России
Концепции исследования национализма в западной и российской науках. Политические предпосылки и условия возникновения современного русского национализм...

Исследование толерантности и ксенофобии в социокультурной ситуации современного российского мегаполиса
Этноконтактная ситуация в Москве. Уровень ксенофобии и этносоциальная конфликтность в мегаполисе. Толерантность в России. Природа толерантности. Росси...