Психологические особенности социально-личностной компетенции
Федеральное агентство по образованиюГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университетИнститут психологииКафедра психологии профессионального развитияКУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине «Психология профессионального образования»на тему«Психологические особенности СЛК»Выполнил:студент ИПс Золотовскова А.А.Группа: ПП-408Руководитель: Кормильцева М.В.Оценка: ____________________Екатеринбург 2009СодержаниеВведение Глава 1. Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной деятельности 1.1 Компетентностный подход в образовании1.2 Виды компетенций 1.3 Социально-личностные компетенции Глава 2. Эмпирическое изучение выраженности социально-личностных компетенций2.1 Организация психодиагностического обследования2.2 Обработка результатов обследования2.3 Интерпретация результатов Заключение Список использованных источников Приложение 1Приложение 2 Приложение 3ВведениеРеформирование системы профессионального образования и принятие государственного образовательного стандарта профессионального образования определяет стратегию и тактику развития профессиональных учебных заведений, предъявляет новые требования к уровню подготовки высококвалифицированных, широко эрудированных специалистов, конкурентоспособных на рынке образовательных услуг.Изменение целей образования, ориентированных на удовлетворение потребностей личности в выборе своего образовательного пути, в получении избранного самой личностью профессионального образования значительно расширило права учреждений в области отбора содержания образования и педагогических технологий, в расширении поля профессиональной деятельности.В настоящее время главной целью профессионального образования является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие социально адаптированной, конкурентоспособной личности и ее творческой активности. Выпускник профессионального учебного заведения выходит на рынок труда со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть определенной профессией, которая пользуется спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть культурой профессиональной деятельности, чтобы быть конкурентоспособным и чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» – работодателя.Эффективность внедрения компетентностного подхода в образовании не вызывает сомнений, поэтому необходимо разрабатывать новые принципы, методы обучения.Проблема состоит в том, что люди зачастую не осознают своих профессиональных и жизненных трудностей или отрицают их наличие; это препятствует эффективному разрешению проблем.Поэтому необходимо исследовать уровень развития компетентности каждого участника процесса профессионального образования, в том числе на предмет сформированности такого компонента компетентности, как социально-личностные компетенции.Вопросы социальной компетенции личности – это не только теоретическая, но и практическая проблема, связанная с решением задач построения общества, в котором личностный фактор выдвигается на первое место. Это и обуславливает актуальность проблемы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс учебного заведения.Цель данной курсовой работы: Выявление психологических особенностей СЛК.Объект: Социально-личностные компетенцииПредмет: отдельные компоненты социально-личностных компетенций: сотрудничество как доминирующая стратегия поведения в конфликтной ситуации, организаторские способности, стрессоустойчивость, толерантность, уверенность в себе и др.Характеристики выборки студенты 1 и 4 курсов педагогических вузов г. Екатеринбурга («Российский государственный профессионально-педагогический университет» и «Уральский государственный педагогический университет»).Задачи:проанализировать теоретические аспекты проблемы компетентности и социально-личностных компетенций (СЛК);обобщить материалы по данной теме;описать психологические особенности СЛКМетодологическую основу исследования составляют концептуальные положения о профессионально обусловленной структуре личности Платонова К.К., социально-профессиональной компетентности человека Зиминой И.А., структуре деятельности и личности Марковой А.К., Рубинштейна С.Л., а также разработки Зеера Э.Ф. по внедрению компетентностного подхода в образование.Гипотеза: респонденты из полной семьи оценивают социально-личностные компетенции как значимые для субъектов профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении качественных особенностей социально-личностных компетенций у каждого респондента в отдельности, что позволяет рассчитывать траекторию индивидуального пути профессионального развития, прогнозировать тр...