Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГОУНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕСпециальность «Психология»Вечернее отделениеГруппа ПВ.01.02.КУРСОВАЯ РАБОТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВМинск, 2004ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ1.1 Понятие общих способностей1.2 Природа и факторы развития способностей1.3 Понятие творчества и творческих способностейГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ2.1 Организация и проведение эмпирического исследования2.2 Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольниковЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВВЕДЕНИЕПрирода человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки их философского осмысления можно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.А собственно психологическим изучением способностей намного позже стали заниматься такие ученые как Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались не только сущностью способностей, их обусловленностью биологическими и социальными факторами, но и проблемами общих и специальных способностей. Хотя проблема развития способностей еще не имела такой социальной значимости. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.В современном обществе ситуация коренным образом меняется. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что способности человека, особенно творческие, следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.Тема моей курсовой работы необычна и на первый взгляд по своей социальной значимости не актуальна. В современном обществе психологи и педагоги сталкиваются с проблемой развития неврозов и других психических заболеваний на почве неудовлетворенности собственной работой, которая связана с ошибочным выбором, не соответствующим его способностям. А истоки этого лежат в том, что не акцентируются внимание на развитии и проявлении способностей еще в дошкольном возрасте, когда ребенку необходимо помочь в проявлении, а в дальнейшем и в развитии его способностей, учитывая, конечно, наследственные задатки.Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.Выявить психологические особенности творческих способностей у дошкольников.Исследовать психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольниковОбъектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности. Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.Теоретический анализ литературных источников по данной теме.Проективное тестирование творческих способностей у детей дошкольного возраста (методики «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку», авторы В.Синельников и В.Кудрявцев.).Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема изучения способностей в психологии, а именно понятие способностей, их классификация. Кроме этого рассматриваются особенности проявления и развития способностей.Во второй главе проводится эмпирическое исследование творческих способностей у дошкольников и анализируются результаты. На основании их делается вывод о влиянии социума на проявление творческих способностей у детей.ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ1.1 Понятие общих способностейСпособности изучают различные науки – философ...