Психологические основы педагогической саморегуляции
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮКАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГОКАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛМОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Н.Э.БАУМАНАМежвузовский инженерно-педагогический факультетКафедра психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованиемКурсовая работапо педагогической психологииПсихологические основы педагогической саморегуляцииСодержаниеВведениеГлава 1 Регуляция эмоционального состояния учителя и ее влияние на эффективность педагогического процесса1.1 Саморегуляция. Методы саморегуляции1.2 Дезадаптирующие факторы педагогического процессаГлава 2 Практические советы по саморегуляции2.1 Техники релаксации и специальные упражнения2.2 Практические советы и упражнения на каждый деньЗаключениеЛитератураПриложение 1. «Структура теоретической части работы»Приложение 2. «Связь физического и психологического состояния человека»ВведениеПо данным многих исследований, педагоги являются профессиональной группой, особенно подверженной дезадаптивным тенденциям. Дезадаптации педагога способствует высокий уровень напряженности, сложность интеллектуального труда, повышенная нагрузка на зрительный аппарат, психоэмоциональное, а также мышечное напряжение. К социальным дезадаптирующим факторам относятся: низкая социальная защищенность и престиж профессии учителя, многофункциональная социально-ответственная деятельность в условиях информационных перегрузок, необходимость профессионального межличностного взаимодействия в конфликтных ситуациях. Исследования, проведенные М.А. Беребиным, показывают, что 73,6% школьных учителей отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере (плохое настроение, раздражительность, обидчивость), испытывают трудности связанные с регуляцией своего эмоционального состояния. 52% учителей наблюдают у себя нарушения памяти и внимания, у 43,5% происходит снижение умственной и физической работоспособности. Наиболее типичны для педагогов нервно-психические расстройства, переутомление, снижение зрения, боли в различных отделах позвоночника, сердечно-сосудистые заболевания и аллергические состояния [№1, с. 8].Все чаще и чаще встречается феномен психоэмоционального «выгорания», который характеризуется нарушением сна, снижением уровня активности, проявлением астенических реакций, повышением раздражительности и в конечном итоге снижением эффективности профессионального труда. Стрессы занимают существенное место в деятельности учителя. Это достаточно признано всеми [№4, с. 7]. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, стрессы, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологических школах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования. На основе этих исследований в последние годы появилось множество работ, ориентированных на практическое освоение навыков стрессоустойчивого поведения, что является важным фактором саморазвития личности [№2, с. 98]. Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития и саморегуляции – это умение понимать, что с тобой происходит, какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, знать свои возможности.Между тем, большинство педагогических учебных заведений занимаются в основном только подготовкой специалистов-предметников, и практически не рассматривают вопросы, посвященные физическому и психологическому здоровью преподавателя, не проводят тренинги по освоению навыков саморегуляции. Вследствие этого, многие учителя, овладев основными сторонами профессиональной деятельности (обучающей, воспитывающей, педагогическим общением), оказываются не в состоянии эффективно противостоять негативным явлениям, сопровождающим педагогический процесс.В связи с этим, тема курсовой работы была сформулирована следующим образом: психологические основы педагогической саморегуляции.Основной целью данной работы является рассмотрение подходов, описывающих издержки педагогической деятельности, а также пути и способы их преодоления. Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.Гипотеза. С помощью специальных упражнений, включающих методы психотренинга и релаксации и с помощью сформированных здоровых привычек, можно более эффективно противостоять таким дезадаптирующим факторам педагогического процесса как эмоциональное напряжение, стресс, эмоциональное выгорание.В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в ходе работы также будут решаться следующие задачи:Найти необходимую литературу.Изучить различные подходы к данной теме.Рассмотреть понятия: «саморегуляция» (подходы и методы), «психологические защиты» (формы и стратегии), «стресс», «эмоциональное выгорание» (фазы, симптомы, типы).Для проверки гипотезы было необходимо:Описать связь физического и эмоционального состояния и их влияние друг на друга.Доказать необходимость освоения упражнений, направленных на регуляцию физического и эмоционального состояния педагога.Подобрать простые и эффективные упражнения, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения.Разработать практические советы на каждый день, направленные на профилактику стрессов и эмоционального выгорания.Предмет исследования: саморегуляция педагога.Объект исследования: учителя средних образовательных школ.Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Объем курсовой работы составляет 34 страницы. Список литературы представлен 12 источниками. Работа сопровождается приложением. Основные моменты работы отражены в электронной презентации.Глава 1 Регуляция эмоционального состояния учителя и ее влияние на эффективность педагогического процесса