Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические индикаторы проблем визуальной коммуникации субъекта профессиональной деятельности

Тип: статья
Категория: Психология
Скачать
Купить
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОБЛЕМ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИО.В. Погорелова,Н.Н. ВолосковаВыход российского общества из кризиса невозможен без преодоления разорванности индивидуального, личностного и субъектно-деятельностного развития. Процесс персонализации или создание социально-психологического образа, имиджа, свойственного культуре и традициям нашего общества, способствует достижению высших уровней профессионализма субъекта деятельности. Статья посвящена исследованию неблагоприятных психотипологических и личностных индикаторов проблем персонализации (имиджа) и визуальной коммуникации (публичного выступления) субъекта профессиональной деятельности. Авторская точка зрения представлена с позиций конституциональной психологииРазвитие средств массовой информации предъявляет высокие требования к специалистам, которые передают на межличностном уровне информацию посредством созданного эмоционального образа - визуальной коммуникации. Визуальная коммуникация имеет ряд функциональных характеристик: коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную, которые рассматриваются в единстве с психическими, социально-психологическими и социальными функциями взаимодействия человека с человеком (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Б.Ф. Ломов и др.). Вступая на публичную “арену”, субъект демонстрирует публичное “Я” - целостную “выпуклую” систему качеств индивидуально-типологических, личностно-характерологических, профессионально-деловых, которые становятся орудием воздействия на группы, субпопуляции профессионалов и непрофессионалов организаций, учреждений и корпораций. Телевизионный имидж или имидж выступающего на публику детерминирован потребностью в идентификации, уподоблении с неким образом, имеющим отличительные внешние признаки, которые в дальнейшем становятся “символом определенного социального типажа” (Э. Фромм). В связи с этим имидж должен соответствовать ожиданиям аудитории, подчеркивать ситуативную обусловленность воспринимаемого образа (Т.З. Адамьянц, О.П. Березкина, Г.Г. Почепцов, А.Ю. Панасюк и др.). В нашем исследовании перед началом индивидуальной психологической подготовки к визуальной коммуникации проводился анализ социологических ожиданий аудитории. Психологические ожидания (портрет кандидата) для субъекта профессиональной деятельности выявили качественные различия в сравнении с психологическими ожиданиями предпринимателей, работников негосударственных, сельскохозяйственных предприятий, здравоохранения и системы образования. Опрос ожиданий проводился по трем шкалам: “Политик”, “Управленец”, “Личность”. По шкале “Политик” наибольшее количество опрошенных выделило значимыми показателями следующие: знание местных проблем (16,3%), опыт работы в органах федеральной власти (8,4%), известность как политика (10%). Общим для всех участвующих в психолого-социологическом опросе по показателю “Управленец” было требование высшего образования - по этому показателю мнение колеблется от 15% до 21% опрошенных. Значимым явился показатель способности самостоятельно принимать решения (7,8%), умение планировать и организовывать работу (5,8%), умение взаимодействовать с властью (6,8%). По показателю “Личность” выявлено следующее: способность логично рассуждать (9,8%), сообразительность (динамичность мышления) – 9,1%, ответственность за свои решения (11%).Анализ показал, что психологические ожидания характеризуются малой представленностью ведущих личностных и профессиональных качеств кандидатов. В связи с этим, публичные выступления могут способствовать неадекватному выбору профессионального кандидата со стороны той или иной субпопуляции, то большинство представителей субпопуляций психологически не подготовлены к проблеме выбора оптимального кандидата ни с профессиональных, ни с психологических позиций. В этом случае экспертная оценка профессиональных и личностных качеств кандидата предпочтительнее для достижения успеха в различных профессиональных структурах. Исходный уровень психологического и психического здоровья, который зависит от психолого-биологического резерва личности, психологической толерантности по отношению к внешним факторам, надежности функционирования индивидуального барьера психической и психологической адаптации, стабильности конституциональных психотипологических и личностных механизмов компенсации и адаптации, обусловливает успешность профессиональной деятельности субъекта (И.В. Боев, В.И. Кривоконь, В.Ф. Гнучев, В.А. Шурупов). Визуальная коммуникация является одним из компонентов коммуникативной компетентности, включающей еще гибкость в общении и эффективность взаимодействия с людьми (рис. 1.).Рис.1 Структура коммуникативной компетентности.Визуальная коммуникация демонстрирует вербальный (содержательно-смысловой уровень высказывания, культура речи) и невербальный (мимика, поза, жесты, пантомимика) имидж, паравербальные характеристики речи (тон, тембр, скорость, паузирование, модуляции голоса).Перечисленные характеристики, вероятнее всего, определяют успешность или неуспешность формирования персонализации, то есть имиджа профессионала. Возникает актуальнейшая проблема своевременной оценки и выявления психологических индикаторов затруднений самореализации и самопрезентации в процессе визуальной коммуникации у субъекта профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, существующую проблему необходимо решать с учетом конституционально-континуальных психотипологических особенностей личности, учитывая иерархию низших и высших специфических свойств целостного субъекта, включенного во все многообразие реальных связей и отношений. Не меньшую актуальность представляют собой вопросы психологической подготовки к визуальной коммуникации профессионала. Если визуальная коммуникация не соответствует реальным позитивным психологическим способностям профессионального лидера, то общество, субпопуляция отвергнет предлагаемого лидера, несмотря на вероятностный коллективный профессиональный успех, без которого у большинства сограждан социальные перспективы значительно ограничиваются. Представители различных элит нашего общества – политической, экономической, административной, военной, научной, бизнес-элиты живут и работают в той же социально-экологической среде обитания, что и представители основной популяции, испытывая непрерывный поток преимущественно негативных информационных воздействий. Информационно-стрессовые социальные факторы, взаимодействуя с психотипологической структурой личности представителей элит, вероятнее всего, нарушают оптимальную субъект-субъектную и субъект-объектную деятельность, искажая относительно гармоничные межличностные взаимоотношения, дестабилизируя психолого-акмеологические механизмы социального «дозревания» личности (К.А. Абульханова–Славская, И.В. Боев, Б.С. Братусь, А.А. Деркач, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева, В.И. Кривоконь).Результаты наших исследований основаны на эмпирическом и психологическом обследовании 220 кадровых сотрудников государственных организаций, заводов, финансовых корпораций регионального и муниципального уровня в период с 2001 по 2004 год. Возраст испытуемых - от 35 до 55 лет. В состав испытуемых нами были отнесены: начальники отделов государственных организаций, руководители комитетов, помощники, заместители, главные специалисты. Методики исследования: оценка уровня невротизации и психопатизации (Е.В. Бажин с соавт. 1976, И.Б. Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка, шкала тревоги Тейлор, клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (К.К. Яхин, Д.А. Менделевич, 1978), тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест антиципационной состоятельности (ТАСС - В.Д. Менделевич, 1999). Все полученные данные были подвергнуты математической непараметрической обработке – дискриминантному анализу (С.Ф. Ступак, И.В. Боев, 1979). С целью подтверждения сравнительной эффективности методов психологической подготовки использовались: опросник Т.П. Зинченко для формирования психологического эталона специальности (должности) – ПЭС (по материалам А.А. Фрумкин, А.Н. Доценко) и адаптированный вариант технологии «Центра оценки персонала», предложенный Т.Ю. Базаровым и Е.А. Аксеновой (2005).
Другие файлы:

Психологические проблемы профессиональной деятельности
Психологические проблемы, возникающие в процессе трудовой деятельности. Характеристика основных психологических проблем повышения эффективности. Профе...

Видеть - значит верить Введение в зрительную коммуникацию
Книга посвящена вопросам визуальной коммуникации, рассматриваются механизмы порождения визуальных образов и специфика их восприятия аудиторией. Автор...

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности
Виды, типы адаптации. Организационные, социально-психологические условия в профессиональной деятельности. Значение личностного фактора в профессиональ...

Профессиональное здоровье
Проблема здоровья в профессиональной деятельности. Социально-психологические и личностные факторы риска выгорания. Психологическое обеспечение професс...

Психологические барьеры в профессиональной деятельности педагога
Особенности профессиональной деятельности педагогов. Психологические барьеры и условия их преодоления. Исследование психологических барьеров в професс...