Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические детерминанты успеваемости учащегося

Тип: лабораторная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
ВведениеВ данной практической работе я исследую личность подростка, у которого существуют проблемы с успеваемостью. Испытуемая сейчас учиться в 9 (выпускном) классе, поэтому вопрос об успеваемости рассматривается не только как самостоятельная проблема, но ещё и с точки зрения возможных профессиональных перспектив.Цель: исследование психологических детерминант успеваемости учащегося.Задачи:- выяснение причин сниженной успеваемости (условия воспитания, условия развития в возрастные периоды, психологические особенности личности, степень развития познавательной сферы);- разработка рекомендаций по повышению успеваемости.Методы исследования:- интервью (с родителями, сёстрами, учителями и самой испытуемой);- психодиагностические методики;- наблюдение за испытуемой.1. Исследование психологических детерминант успеваемости учащегосяОбщие сведения об испытуемомФИО: Чеснокова Ксения ВладимировнаВозраст: 13 летШкола, класс: средняя школа №11 г. Бор, 9 «б»Национальность: русскаяОбщее физическое развитие: соответствует возрастуВнешний облик: - здоровый и ухоженный внешний вид (единственное замечание – бледная кожа)- манера одеваться, украшения, прическа не отличаются вычурностью, что характерно для многих в этом возрасте. Макияж минимален (светлые тени, блеск на губах).Состояние здоровья: - снижение зрения- быстрая утомляемость, слабость (например, часто падает в обморок, когда находится в переполненном общественном транспорте)Условия жизни:- полная многодетная семья (мать, отец, старшие сёстры)- жилищные условия благоприятные (частный дом со всеми удобствами, где Ксении выделена комната)- уровень благосостояния средний (семья не может позволить себе очень дорогие вещи, но все предметы первой необходимости есть; приобретается всё, что объективно нужно Ксении)Условия воспитания в семье.Испытуемая живёт в полной семье, в которой отец на 6 лет старше матери. Есть ещё две дочери (20 и 17 лет), которые так же живут с родителями. Мать: 40 лет, учитель.Отец: 46 лет, работник бюджетной сферы.Стиль воспитания: мать – демократический с элементами авторитарного.Отец: попустительский.Значительное время испытуемая жила у бабушки с дедушкой (родители отца, люди рабочих профессий). Она находилась у них несколько раз по 2-4 месяца (возраст испытуемой в то время 3-6 лет).В данный момент общение с родственниками (в том числе, у которых она часто гостила в раннем детстве) происходит редко (3-6 раз в год кратковременные встречи).Режим дня в будни (в общих чертах):Вариант 1.- посещение школы- отдых дома (1-2 часа)- выполнение домашнего задания (2-3 часа)- просмотр телевизора, чтение журналов, встреча с подругой, общение с семьёйВариант 2 (дважды в неделю).- посещение школы- отдых дома (0,5 -1 час)- подготовительные курсы в Техникуме (3 часа)- выполнение домашнего задания (1-2 часа)Режим дня в выходные (в общих чертах):- общение с семьёй, просмотр телевизора- выполнение домашнего задания- встреча с подругой, просмотр телевизора, чтение и т.п.Выводы по режиму дня: испытуемая каждый день выделяет время для выполнения уроков (по школе и по подготовительным курсам), однако значительную часть времени она отводит на отдых, т.е. режим довольно сбалансирован.В течение своей жизни Ксения испытывает определённое эмоциональное давление касательно своих интеллектуальных способностей. Родители постоянно ставят ей в пример старших сестёр, которые учились в школе на 4 и 5, а сейчас учатся в ВУЗах. Ксения же в среднем звене стабильно получает за год несколько троек. Эта тема постоянно всплывает в семейных разговорах, и Ксюшу разными способами убеждают учиться лучше:- обращение к эмоциям («Кем ты станешь? Давай учись. Без учебы никуда. А-то пойдёшь в уборщицы. Вот твои сёстры хорошо учатся, а ты что же?»)- обращение к логике («Ксюша, ты в университет явно не поступишь, ну так постарайся в техникум. А-то придётся отдавать тебя в ПТУ на повара – будешь всю жизнь бачки тяжелые таскать»)- запугивание («Больше гулять не пойдешь. К Оле ночевать тоже не отпустим»)- контроль выполнения уроков (периодически мама просит показать выполненное задание по тому или иному предмету – очень часто задание оказывается не выполненным, причина этого - «Я не знаю, как делать»)Все вышеперечисленные манипуляции воздействуют только в течение очень короткого времени, и результат (оценки за четверть, за год) стабильно остаётся плохим (2-4 «тройки»). К тому же у испытуемой сформировалась определённая самооценка, она говорит: «Я тупая, я глупая. Мне не хватает мозгов, чтобы это сделать. Вы (родители) весь ум им (сёстрам) отдали».Причиной столь плохих учебных результатов можно назвать недостаточное развитие воли у испытуемой. Она каждый день старательно садится за уроки, к тому же ей действительно хочется учиться в техникуме (это престижнее, туда же будет поступать единственная подруга). Однако как только Ксения натыкается на то, что с первого ра...
Другие файлы:

Системные детерминанты стрессоустойчивости молодежи в условиях модернизации традиционной культуры
Этническая идентичность и ценностные ориентации у народов Севера - представителей традиционных культур в условиях модернизации общества; Системные дет...

Индивидуальные психологические особенности акцентуированных старших подростков с девиантным поведением
Понятие, виды, причины формирования отклоняющегося поведения. Психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте. Методы опред...

Программа "Учет успеваемости и посещаемости учащихся ГГАЭК"
База данных по всем занимающимся студентам, электронный журнал посещаемости и успеваемости, средства подсчета статистики и подготовки документов. Ввод...

Психология и технология политического соперничества
Книга рассматривает социально-психологические, организационные и отчасти правовые аспекты избирательных кампаний, в которых соперничают различные прет...

Итоги успеваемости за 2009-2010 учебный год Сравнительный анализ качественной успеваемости по учителям за 3 года