Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические вопросы готовности к школьному обучению

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Вятский Государственный Гуманитарный УниверситетКонтрольная работа по возрастной психологии на тему:"Психологические вопросы готовности к обучению в школе" Работу выполнила студентка заочной формы обучения группы ПП - 23 специальность "Педагогика и психология" Сенникова Наталья Леонидовна.г. Киров, 2009СодержаниеВведение1 Проблема обучения детей с 6 лет2 Показатели готовности к школе в современных условиях3 Определение психологической готовности детей к школьному обучению 3.1 Личностная готовность3.2 Интеллектуальная готовность3.3 Социально – психологическая готовность3.4 Эмоционально – волевая готовность4 ЗаключениеСписок литературыВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства.В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяется.Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.Таким образом, к 6 - 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.Большой скачок в развитии воображения обеспечивает игра, необходимым условием которого является наличие замещающей деятельности и предметов - заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символичным и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит с мышлением средством познания действительности.Н. Н. Поддъяков показал, что в возрасте 4 - 6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. Наглядно - действенное мышление способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно - действенного мышления появляется предпосылка для формирования более сложной формы мышления - наглядно - образного мышления. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно - образного мышления - наглядно - схематическое мышление.Наглядно - схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6 - 7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно - действенное, наглядно - образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст стоит рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.К моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих.Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка.Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6 - 7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим высокое восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.1 Проблема обучения детей с 6 летВсе психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память, специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 – 15 минут.Особен...
Другие файлы:

Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению
Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Признаки и компоненты готовности ребенка к школе. Сущность интеллектуальной готовности к школьному обу...

Феномен психологической готовности к школьному обучению
Понятие готовности к школьному обучению. Аспекты школьной зрелости. Критерии определения готовности ребенка к обучению в школе. Мотивационная, личност...

Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
Основные симптомы кризиса семи лет. Психологические новообразования исследуемого возраста. Психологические характеристики готовности ребенка к школе....

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению. Психологи...

Занятия физической культурой как средство повышения психологической готовности к школьному обучению
Психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста. Использование занятий физической культурой для развития внимания, мышления,...