Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические аспекты отношения матери и ребенка

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ВведениеИзвестно, что общение и взаимодействие близкого взрослого с ребенком играет важную роль в его развитии. Благодаря эмоциональному общению со взрослым у него формируется отношение к другому человеку, к миру, к себе, также можно наблюдать положительные изменения в эмоциональном, познавательном и речевом развитии. Коммуникативная потребность является важнейшим фактором возникновения любви и дружбы у маленьких детей. На основе общения со взрослым у ребенка развивается образ себя как субъекта коммуникативной деятельности, а потом и как субъекта предметно-практических действий. У младенца, лишенного полноценного общения с близким взрослым, замедляются все стороны развития. Исследование коммуникативных способностей женщин, ожидающих ребенкаГармоничное взаимодействие предполагает наличие у матери определенных коммуникативных способностей. Исенина Е.И. выделяет два вида «базовых качеств матери»: качества матери как субъекта общения и качества матери как субъекта обучения. Качества матери как субъекта общения мы обозначили как коммуникативные способности. Они включают в себя принятие и отзывчивость. Принятие – это безусловное эмоционально теплое отношение к ребенку. Отзывчивость в свою очередь выражается: во внимании матери к действиям и коммуникациям ребенка (чувствительность матери), в эмпатическом понимании чувств, мыслей и состояний ребенка, адекватном реагировании на его действия, эмоции с учетом возраста, индивидуальных особенностей (отзывчивость), в уважении индивидуальности ребенка, его интересов, привязанностей, мнений, что исключает постоянное раздражение матери и применение к ребенку физических наказаний (толерантность), в содействии матери ребенку в общении и действиях с предметами (включенность во взаимодействие с ребенком). Исследование Исениной Е.И. и Барановской Т.И. показало, что в период беременности представлены все виды базовых качеств матери и ряд их характеристик. Но можно ли развивать коммуникативные способности, чтобы уже в пренатальном периоде заложить предпосылки гармоничного взаимодействия с младенцем? Ответ на этот вопрос мы решили искать в содержании и результативности различных программ дородовой подготовки, которая получает сейчас все большее распространение в обществе. Таким образом, целью исследования было сравнение уровня развития коммуникативных способностей в двух группах беременных женщин: посещающих и не посещающих занятия по дородовой подготовке. Для достижения данной цели были поставлены задачи теоретического анализа видов дородовой подготовки, которые встречаются в различных центрах, и определения характера коммуникативных способностей у двух групп женщин. Гипотеза исследования состоит в том, что посещение женщиной дородовой подготовки способствует развитию ее коммуникативных способностей. На последующих этапах исследования будет проверяться гипотеза о положительном влиянии высокого уровня развития коммуникативных способностей на эффективность и гармоничность взаимодействия матери с младенцем. Для сбора эмпирических данных использовались 2 набора методических материалов. Один был направлен на диагностику коммуникативной компетентности, в него входили: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко и методика диагностики общей коммуникативной толерантности (модификация методики диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко). Второй набор был направлен на диагностику особенностей материнского отношения к ребенку и включал в себя рисуночную методика «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова, Е.И. Захарова), позволяющую изучить образ ребенка у матери, отношение к ребенку, к себе в роли матери, к материнству; опросник на шевеление ребенка (Г.Г. Филиппова), выявляющий отношение к ребенку, в частности наличие субъективизации, и степень материнской компетентности. Психологические аспекты отношения матери к будущему ребёнкуИзучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: структура психологической готовности к материнству, мотивы сохранения беременности, стили переживаний во время беременности, функции матери, мотивационно – потребностная сфера матери, её становление и содержание, особенности поведения во время беременности и другие аспекты. Проблема психологической готовности к материнству изучалась рядом авторов (Филипповой Г.Г., Мещеряковой С.Ю., Брутман В.М., Родионовой М.С.). Цель исследования выявить отношения беременных женщин к будущему ребёнку. Мы исходили из того, что отношение матери к будущему ребёнку может быть как позитивным, так и негативным, проблемным, в зависимости от гармонии внутреннего мира женщины во время беременности. Для решения поставленной задачи разработан опросник на основе модели методики «Незаконченных предложений». Опросник содержит 8 блоков: отношение беременной к жизненным перспективам, отношение родителей беременной к её положению, жизненные функции женщины, страхи и опасения во время беременности, знания о ребёнке, нереализованные жизненные возможности, отношение родителей мужа к беременности, желание или не желание иметь ребёнка. Перед работой с опросником проверялся уровень личностной тревожности, а после опросника измерялась реактивная тревожность (методика Спилберга и Ханина). В основу анализа полученных результатов положен метод сравнения данных двух выборок испытуемых: беременные первым или вторым ребёнком. Основные результаты исследования сводятся к следующему. Беременные и первым, и вторым ребёнком показали высокую оптимистичность к будущему, негативное отношение к вмешательству в воспитание ребёнка, его будущими бабушками и дедушками, для большинства и первой, и второй ребёнок являлся желанным, что свидетельствует о наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. Сравнительный анализ исследования материнства позволил выявить и некоторые различия в позиции между беременными первым и вторым ребёнком по ряду вопросов. Так беременные вторым ребёнком практически не интересуются дополнительной информацией о беременности, объясняя это тем, что всё уже знают. В блоке о жизненных функциях женщины на вопрос, что значит быть женщиной, беременные первым ребёнком основные акценты расставили на том, что важно быть любимой, привлекательной, а для беременных вторым важно быть матерью, показывая положительное отношение к материнству и готовность к появлению очередного ребёнка. Чаще сожалеют о нереализованных жизненных возможностях беременные первым ребёнком (сожалеют, что рано вышли замуж, не успели получить образование, прервался карьерный рост). Беременные же вторым ребёнком показали большую готовность к расширению семьи, по-новому определились с жизненными приоритетами. Находясь перед выбором между семьёй и реализации себя в какой-то сфере, они выбрали семью и уже поменяли ритм жизни в связи с первым ребёнком. Приспособившись, они знают, что и как лучше успеть, что реализовать во время беременности, что после рождения ребёнка. Беременные первым ребёнком часто не могут себе представить, во что им придется окунуться, в связи с этим, и повышен интерес к литературе о новорожденных, они ищут там ответы на вопрос « а что будет дальше?». Они бояться потерять свою привлекательность (из-за физиологических изменений), на этом фоне возникают также семейные и личностные проблемы (вдруг муж мне изменит; я же стала настоящей уродиной; не могу смотреть на себя в зеркало; а если у меня будет выкидыш, муж меня бросит). По характеру преобладающего переживания период беременности делится на 3 этапа: принятия женщиной решения о сохранении беременности или её прерывании, начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребёнка в доме. Любая беременность сопровождается семейным кризисом и оканчивается отказом или принятием нового члена семьи, поэтому гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от умения быть матерью. В ходе обработки данных по тревожности были выявлены следующие результаты: высокий уровень тревожности у беременных первым ребенком до опросника составлял 30%, а после опросника13%,в результате можно наблюдать снижение тревожности, что является показателем психотерапевтического эффекта при работе с опросником. У беременных вторым ребёнком наблюдалось обратная тенденция, до опросника было...
Другие файлы:

Социально-психологические аспекты второго брака женщины с ребенком
Личная жизнь и ребенок. Психологические аспекты второго брака. Положение трудящейся женщины, оставшейся с детьми одной. Роль матери в воспитании ребен...

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с о...

Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка
Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери для благоприятного протекания этого периода. Психическое развитие ребен...

Психология взаимоотношений матери и ребенка
Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Исследование психологических аспектов формирования материнск...

Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных семьях
Функции семьи и их взаимосвязь. Понятие "неполная семья", ее типы и источники формирования. Детско-родительские отношения в неполных семьях: отношения...