Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологическая сущность игры дошкольника

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологическая сущность игры дошкольникаСодержаниеВведениеОсновная часть1 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте1.1 Общая характеристика игры дошкольника1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников2 Психологическое влияние игры на развитие дошкольника2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка2.2 Влияние игрушки на психическое развитие ребенка2.3 Современные дети и современные игры в зеркале психологииЗаключениеГлоссарийСписок использованных источниковВведениеИгра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Поэтому не нужно спешить вмешиваться в игру, не спешить сразу же разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.Заботливые родители снова и снова задают вопросы себе, психологам, педагогам: как содействовать развитию ребенка? Они выискивают экзотические методики раннего обучения, с пеленок записывают малыша в различные кружки, с «горшечного» возраста учат читать - и забывают о главном: малыш должен играть. Не обучение, а именно игра - «хлеб и дрожжи» детского развития, его непременное условие.На границе раннего и дошкольного возрастов возникает сюжетно-ролевая игра и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».Внутри игры также начинает складываться и учебная деятельность, к которой ребёнок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Игра ребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Все это подчеркивает актуальность и важность выбранной для курсовой работы темы.Цель курсовой работы состоит в раскрытии психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
  • дать общую характеристику игры дошкольника;
  • показать структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
  • охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
  • показать психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
  • выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.
  • При написании работы были проанализированы учебники и учебные пособия по детской и дошкольной психологии таких авторов как Е. О. Смирнова, Г.А. Широкова, Г. А. Урунтаева, В. В. Зеньковский. Психологическая сущность игры и ее влияние на дошкольника также рассматриваются в учебниках по возрастной психологии В. С. Мухиной и Л. Ф. Обуховой, учебном пособии по психологии развития человека Е. Е. Сапоговой и других изданиях.Основная часть1 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте 1.1 Общая характеристика игры дошкольника Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений.Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, и основная его потребность - жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элем...
    Другие файлы:

    Психологическая сущность игры дошкольника 3

    Психология игры дошкольника
    Определение игровой деятельности, психологическая характеристика игры детей дошкольного возраста. Развитие игры в дошкольном возрасте, структурные ком...

    Игра как средство нравственного развития дошкольника
    Понятия "игра" и "нравственность". Игры, актуальные для развития личности ребенка. Чувства и этические представления дошкольника. Нравственное формиро...

    Подготовка руки дошкольника к письму. Игры и упражнения
    Описание:Игры и упражнения для подготовки дошкольника к письму....

    Психологическая сущность игры