Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологическая безопасность образовательной среды

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
ОглавлениеВведениеГлава 1. Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды1.1 Основные подходы к понятию "образовательная среда"1.2 Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной средыГлава 2. Исследование базовых убеждений личности студентов ВУЗов и профтехучилищ2.1 Организация и методы исследования базовых убеждений личности студентов ВУЗов и профтехучилищ2.2 Обработка и интерпретация результатов исследованияЗаключениеБиблиографический списокПриложениеВведениеАктуальность.Понятие "безопасность" определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей занимались Я.А. Коменский, И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Г.А. Мкртычан, В.И. Панов и др.Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. - изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности.Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахера, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Ивановой, М.М. Кашапова, В.И. Назарова, Б.Д. Парыгина, В.В. Рубцова, А.Л. Свенцицкого, И.Р. Сушкова, Н.П. Фетискина и др.В настоящее время ряд авторов (В.П. Еремин, Н.Д. Захарин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров, С.Г. Плещиц) ставят вопрос о необходимости расширения исследовательского пространства психологической безопасности образовательной среды, включая в него не только "безопасность образования", но и "безопасность науки".Цель исследования: определить особенности базовых убеждений личности студентов ВУЗа и профтехучилища.Объект исследования: учащиеся ВУЗа и профессионального училища, как субъекты образовательной средыПредмет исследования: базовые убеждения личности, как основа безопасности субъективного мира.Гипотеза исследования: базовые убеждения личности являются отражением психологической безопасности образовательной среды учебного учреждения - ведущего компонента, влияющего на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса.В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
  • Изучить психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме психологической безопасности образовательной среды
  • Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов АмГПГУ
  • Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов ПУ №11
  • Обработать и интерпретировать результаты исследования.
  • Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования:
  • теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме;
  • эмпирический (опросник "Шкала базовых убеждений" Р. Янов – Бульман);
  • организационный (сравнительный метод - сопоставление различных групп),
  • обработка данных (математический метод),
  • интерпретационный (описательный)
  • Б...
    Другие файлы:

    Создание образовательной среды при изучении иностранного языка
    Исследование содержания образовательной среды как психолого-педагогической категории. Характеристика принципов педагогической организации развивающей...

    Обучение произносительным нормам английского языка в средней школе средствами высокотехнологичной образовательной среды
    Выявление эффективности использования средств высокотехнологической образовательной среды в обучении произносительным нормам английского языка. Средст...

    Образовательная среда педагогического университета
    Понятие и уровни структурной организации "образовательной среды", ее влияние на развитие личности. Механизм ее самоорганизации. Типология образователь...

    Совершенствование пространственно-предметного компонента среды социальной службы
    Основные типы развития и проектирование пространственно-предметного компонента развивающей образовательной среды. Проблемы и инновационный подход в ор...

    Специфика организации взаимодействия виртуальной рабочей среды и пользователя и применение этих знаний на практике
    Характеристика виртуальной образовательной среды Unity. Особенности трехмерной виртуальной образовательной среды, как рабочего места пользователя. Орг...