Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Проблемы и возможности развития рефлексии при подготовке психолога.

Тип: статья
Категория: Психология
Скачать
Купить
Проблемы и возможности развития рефлексии при подготовке психолога.Росина Н.Л.Мысль, что подготовка психолога – как специфическая форма профессионального образования, требует внедрения в практику обучения активных технологий, целенаправленно формирующих все компоненты профессиональной компетентности, не нова. Исследователи отмечают, тем не менее, противоречия между высокими социальными ожиданиями и слабой подготовкой психолога, между требованиями профессии и доминированием информационного подхода к обучению студентов. В.Я. Ляудис справедливо считает, что понятийные и технологические знания преобладают не только в учебниках и программах учебных курсов, но и в самом процессе преподавания. Авторитарно монологическая позиция преподавания исключает линию освоения человеком мира, которая предполагает познание себя самого, становление самосознания. Это особенно губительно для подготовки психолога, так как выносит за скобки процесс личностного становления, сужает способности смыслополагания, конструктивность жизненных планов [3].Качественная подготовка психолога предполагает активное формирование субъекта профессиональной деятельности, способного, выражаясь словами В.И. Слободчикова, «строить, преобразовывать, проектировать, исследовать, управлять деятельностью, лишь в этом случае у человека появляется возможность быть ее субъектом» [4]. Выстроить способы и средства самообучения и саморазвития студентов возможно, выделив в качестве перспективной проблему развития у них способности к рефлексии - основополагающего механизма субъектности. Применительно к учебной деятельности рефлексия понимается как способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания. Развитая способность к рефлексии многократно повышает результативность познания. Большая часть исследований рефлексии связана с ее изучением как процесса. Г.П. Щедровицкий, рассматривая рефлексию как сознательный деятельностный процесс, как механизм развития деятельности, указывает на то, что рефлексия организована мыслительно с помощью языковых средств и направлена на деятельность как свой предмет [6].Данная статья посвящена выделению основных проблем, препятствующих полноценному становлению рефлексии в учебной деятельности студентов и определению возможностей преподавателя в плане интенсификации развития этого процесса.Сложность самостоятельного овладения рефлексивным процессом для учащихся связана, во-первых, с многокомпонентностью его структуры. А.А. Тюковым на основе обобщения данных ряда авторов, выделены шесть основных компонентов психологического механизма рефлексивного процесса. Рефлексивный выход и его условие - «разрыв» в структуре деятельности, который происходит из-за разрывов в коммуникации при передаче другому смысла и содержания своей деятельности. Интенция, побуждающая к необходимости понять деятельность как определенное содержание. Категоризация - определение осуществляемой деятельности с точки зрения целей, средств, орудий, знаний и других компонентов. Конструирование мыслительных средств, с помощью которых осуществляется рефлексивное освоение деятельности. Схематизация целостной картины рефлектируемой деятельности как представление в специальных знаковых средствах. Объективация рефлексивного описания, замыкающего рефлексивный процесс. Автором предлагается реализация этих компонентов в качестве основных этапов обучения рефлексии [5]. Сложность развития рефлексии связана, во-вторых, с двойственностью процесса и с принципиальным отличием средств, знаний и смыслов рефлектируемой и рефлексирующей позиций. Сложность становления рефлексии у студентов связана, в третьих, с наличием особых условий, запускающих этот процесс. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, выделяют условия развертывания рефлексии: остановку процесса как основу различения субъектом себя и осуществляемого им движения, фиксацию процесса в ином материале (рече-действия, мысле-действия, схемы пути), объективацию (осознание). Завершающее условие- обобщение содержания в виде закона, принципа, метода и отчуждение от него.Важнейшим условием исследователи считают прежде всего разрыв коммуникации при передаче смысла деятельности, что говорит о первичности межиндивидуальной рефлексии, в сравнении с индивидуальной и интериоризованной. Д.А. Леонтьев указывает на оформление в психологии в последнее время осознания того, что подлинным субъектом всех форм деятельности является коллективный субъект. Лишь, включаясь в многообразие коллективных форм деятельности, индивид приобретает форму субъектности, форму активного и сознательного начала своей индивидуальной деятельности”[2]. Рефлексивный процесс, представляет собой единство процессов целеобразования и смыслообразования. Смысл, следуя психологическим трактовкам, понимается как отношение субъективного опыта к объективным ценностям культуры. Смыслу не учат, смысл открывается. В дидактических концепциях смысл расположен в том же ряду, что и поддержка, сопровождение, рефлексия. С точки зрение Д.А. Леонтьева, именно смысл выполняет функции регуляции практической деятельности. Согласно Л.С. Выготскому, смысл первоначально задается другими людьми с тем, чтобы субъект мог открыть его далее сам. Б.В. Зейгарник пишет, что именно благодаря наличию смысловых образований оказывается возможной саморегуляция при постановке цели и осознании действий. Как указывают исследователи, обращение к смыслу как психологическому фактору интуитивно и поэтому потенциал смысловых структур личности оказывается мало задействованным в обучении.Проведенное нами исследование особенностей осуществления студентами рефлексивных действий при изложении самостоятельно подготовленного выступления на семинаре выявило трудности осуществления ими всех компонентов рефлексивного процесса: рефлексивного выхода, выявления смысла и цели изучения материала, конструирования мыслительных средств изложения материала, схематизации рефлексируемого содержания и его объективации, обобщения. Мы убедились, что для многих студентов сообщение не имело личностного смысла. При затруднении докладчика схематизировать знание, ни ему ни слушателям оказывался непонятным смысл сообщения. Учащиеся, не выделившие для себя смысла информации не смогли сделать вывод. В то же время чем четче осознавалась цель (смысл деятельности), тем более понятно шло изложение материала. Способность к самостоятельным выводам, как итоговой рефлексии, прямо зависела от способности студентов выстроить смысл, цель и логику изложения. Исследование показало, что студенты в начале обучения испытывают объективные трудности по осознанию теоретических знаний, самостоятельно не рефлексируют их прикладного назначения, не видят возможностей их практического использования для саморазвития. Это не удивительно, так как школа дает «чистые» знания, а вуз прикладные. К сожалению, в начале обучения отмечается факт неготовности многих студентов к диалогу. Проектирование собственной деятельности выступает для них, по мнению многих исследователей, как сложная задача, малознакомая из прошлого образовательного опыта. Особые затруднения вызывает актуализация позиции субъекта.В настоящее время выделен ряд условий помогающих «запуску» рефлексивных процессов. Активная внутренняя работа - рефлексия и самоанализ запускаются только активными методами, где главное передача не знаний, а смысла. Это возможно на материале диалогического общения со значимыми другими-носителями иных смысловых миров. В.А. Иванников, в качестве приема целенаправленного изменения смысла действия, называет изменение роли, позиции человека не только через реальную, но и через воображаемую ситуацию. Психологическими механизмами порождения смысла являются индукция, инсайт и столкновение смыслов. Индукция - это явление, когда первоначальный смысл вносят другие. Инсайт - внезапное усмотрение смысла. М.К. Мамардашвили отмечает, что сознание находится, как правило, в неструктурированном состоянии не дающем ув...
Другие файлы:

Проблемы рефлексии в научном познании
Описание: В материалах сборника раскрывается гносеологическая природа, место и функции рефлексии в научном познании, соотношение научной рефлексии с ф...

Профессиональное становление психолога в информационном обществе
Понятие профессиональной компетентности. Сущность и особенности информационного общества. Проблемы профессионализации психолога в условиях стремительн...

Рефлексия и способы ее развития
Общее понятие рефлексии. Рефлексия и ее роль в жизни человека. Особенности способов формирования и развития рефлексии. Комплексы упражнений направленн...

Развитие рефлексии в отношении к миру у подростков, воспитывающихся в школе-интернате
Анализ подходов к решению проблемы отношений личности к себе и к миру. Исследование сущности понятия и стадий развития рефлексии в отношении к миру. М...

Рефлексия духовной жизни человека
Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии. Определение основных понятий рефлексии в психологии. Психоло...