Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Отношение между предметом психологии как науки и психологии как учебного предмета

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Отношение между предметом психологии как науки и психологии как учебного предметаСОДЕРЖАНИЕВведение31.Определение психологии как науки42. Психология как учебный предмет8История психологии9Методические особенности преподавания прикладной психологии: социальная психология, медицинская психология, юридическая психология.113. Отношение между предметом психологии как науки и психологии как учебного предмета15Заключение17Список использованной литературы18ВведениеИздревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организме и разуме процессов. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология. В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.
  • Определение психологии как науки
  • Различное содержание понятий “душа” и “психика” требует детального рассмотрения вопроса о том, что же представляет собой психология как наука и что же является предметом ее изучения. Прежде всего психология занимается изучением субъективного духовного мира человека, а также неосознаваемых психических явлений. Первоначально изучение психики было связано с описанием. Описательный период в развитии всех наук имел огромное значение. Особенно это относится к психологии, так как объектом этой науки являются внутренние, субъективные явления, которые были представлены самому человеку. Однако это обстоятельство в дальнейшем явилось одним из препятствий в развитии самой науки, так как представлены человеку только высшие психические процессы, связанные с функционированием сознания. Бессознательные формы психики, присущие человеку и животным, оказались вне поля зрения науки. Описание является необходимым, но не единственным назначением науки. "Главная задача науки - объяснить сущность изучаемых явлений, открыть закономерности их возникновения и функционирования. Для психологии эта задача была более трудной, чем для других наук в силу субъективного подхода к изучению психики". [8, С.23] Объективный подход требовал применения экспериментальных методов, использования разнообразных приборов и аппаратов, которые дали бы возможность получить достоверные данные о связях психики с другими явлениями. С этой задачей могла справиться только современная психология, открывшая многие закономерности в психической деятельности человека и животных. Прежде всего были изучены общие закономерности, которые дали возможность понять зависимость психики от условий существования животных и человека. Наряду с общими закономерностями психология ставит задачу изучить возрастные и индивидуальные закономерности психического развития человека. Наконец, познание психики человека невозможно без изучения механизмов, на основе которых происходит ее функционирование. Вопрос о механизме психики – это, прежде всего вопрос о ее связи с телесной организацией человека, или, иначе - это вопрос о соотношении души и тела. Люди давно заметили, что состояние тела оказывает влияние на психику человека. Недаром существует выражение: “В доровом теле - здоровый дух”. В то же время имеет место и обратное явление, когда психика мобилизует все ресурсы на поддержание жизнедеятельности организма. Для того, чтобы понять эти связи, необходимо рассмотреть три вида механизмов. Прежде всего существуют телесные механизмы, далее имеются физиологические механизмы и, наконец, существуют чисто психологические механизмы. Телесные механизмы связаны с функционированием различных частей тела и прежде всего с деятельностью органов чувств и органов движений. Ведущими органами в этом отношении являются зрение и рука. Глаза, отражая предмет, с которым манипулирует рука, а также движения самой руки, управляют предметными действиями человека. Но и сама рука несет определенную психологическую нагрузку. Нередко мы говорим: “Нежные, ласковые руки матери”, “выразительные руки артиста” и т.п. Вот как описывает Л. Кассиль в рассказе “У классной доски” руки учительницы. “Про учительницу Ксению Андреевну Карташеву говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным в словах”. Физиологические механизмы связаны с деятельностью нервной системы, и прежде всего, функционированием головного мозга. “Думай головой, шевели мозгами” - часто говорим мы. Существуют и чисто психологические механизмы. Например, механизмы взаимодействия ощущений, механизмы смысловой памяти, механизмы воссоздающего воображения и т.д. Все эти механизмы связаны между собой и функционируют в единстве. Но прежде всего бросается в глаза связь между психикой и телесными механизмами. Так, согласно теории Джемса-Ланге, считалось, что эмоциональные состояния возникают под влиянием изменений в функционировании телесных органов. Так, по их мнению, радуемся мы потому, что смеемся. Конечно, такое влияние телесных механизмов на психику вполне возможно, но чаще всего имеет место обратное влияние эмоциональных состояний на мимику, пантомимику, функции слезоточивой железы и т.д. Плачем потому, что печальные, смеемся потому, что нам весело. Все рассмотренные аспекты проявления и функционирования психики, которые изучаются психологией, являются в одинаковой степениважными. Поэтому психология - это наука о субъективном духовном мире человека, осознаваемых и неосознаваемых психических явлениях, законах их развития и механизмах функционирования. "В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно разв...
    Другие файлы:

    Особенности преподавания психологии как учебного предмета
    Гуманитарные основы учебного предмета "психология". Современное состояние ее преподавания в процессе курса обучения школы и ВУЗа. Художественные произ...

    Возникновение и развитие психологии как науки
    Исторические этапы развития психологии как науки. Главные отрасли и процесс дифференциации современной психологии. Задачи и место психологии в системе...

    Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы
    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психиче...

    Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы
    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, з...

    История психологии: от античности к современности
    Учебник представляет собой систематическое изложение курса истории психологии (отечественной и зарубежной) от античности до настоящего времени; дается...