Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.Челябинский государственный педагогический( ГОУВПО ) «ЧГПУ» университет.Отделение заочного образования.КУРСОВАЯ РАБОТАТема: «Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения»Выполнила: студентка 353 группыФакультета коррекционной педагогикиОвод Н.Д.Проверила: Осипова Л.Б.Челябинск.ОглавлениеВведениеГлава I. Теоретические вопросы изучения ориентировки в пространстве1.1 Понятие «ориентировка в пространстве» в психолого-педагогической литературе1.2 Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возрастаГлава II. Особенности ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения2.2 Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения2.3 Методика изучения ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушениями зренияЗаключениеСписок литературыПриложенияВведениеЧеловеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Одной из важнейших задач подготовки детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни является обучение их пространственной ориентировке.С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы лежит в основе физического и умственного развития, очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь ребенку преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством, научить приемам защиты при передвижении и при поиске упавшего предмета, научить обследовать помещения и др.Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушенным зрением во всех сферах деятельности. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро - и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому очень важно развивать и использовать все сохранные анализаторы. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.Для организации коррекционной работы необходимо подробно изучить особенности ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста, имеющих зрительный дефект различной степени выраженности. В связи с этим мы определили тему нашего исследования.Тема исследования: «Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения».Объект исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.Предмет исследования: особенности ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.Цель исследования: изучить особенности ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.Задачи исследования:Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования;Выявить отличительные особенности ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения;Подобрать методики изучения ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.Глава I. Теоретические вопросы изучения ориентировки в пространствеПонятие «ориентировка в пространстве» в психолого-педагогической литературеВо всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит такое психическое свойство как восприятие пространства. В рамках нашего исследования целесообразно рассмотреть физиологические механизмы восприятия пространства.В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является ли восприятие пространства врожденным (как это считали представители направления, известного под названием «нативизм») или результатом обучения (гак считали представители другого направления — эмпиризма).Сейчас стало совершенно ясным, что, хотя восприятие пространства имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях.В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального аппарата — полукружных каналов (вестибулярного аппарата), расположенных во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер трех изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, и заключенный в каналах отолитовый аппарат (перепончатые мешочки, включающие мельчайшие кристаллы) также меняет свое положение, вызывая раздражение волосковых клеток, и их возбуждение приводит к возникновению изменений в ощущении устойчивости тела («статические ощущения»). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, каждое изменение в вестибулярном аппарате вызыв...