Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
ОглавлениеВведениеГлава 1 Теоретические основы использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста 1.1 Психология овладения актом чтения в норме у учащихся младшего школьного возраста1.2 Дислексия как специальное нарушение чтения1.3 Организация логопедической работы по преодолению нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста1.4 Использование компьютерных средств в коррекции нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста 1.4.1 Использование компьютерных технологий в образовании1.4.2 Использование компьютерных технологий в коррекцииГлава 2 Эмпирическое исследование нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста2.1 Организация исследования2.2 Выявление уровня сформированности навыка чтения у младших школьников2.3 Работа по коррекции нарушения чтения с использованием компьютерных технологий2.4 Динамика сформированности навыка чтения у младших школьниковЗаключениеБиблиографический списокПриложениеВведениеДля того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Именно они являются основой всего образования.Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического процесса и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие авторы: Б.Г. Ананьев [2], М.С. Васильева [7], В.И. Городилова [11], Л. И. Климанова [24], Р.Ф. Спирова [41] и др. Несмотря на то, что проводимые в начальной школе диагностические срезы подразумевают оценку сформированности навыка чтения не только посредством скоростного критерия (количество слов в минуту), но и оценку понимания прочитанного, для многих учителей первый критерий является основным. Как отмечает Л.Г. Парамонова, техника чтения, о которой педагог заботится в начальной школе, считается сложившейся, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается [38]. Между тем современная мировая практика ориентирована на критерий понимания текста. Так, регулярно проводимые во многих странах проверки сформированности навыка чтения базируются на критерии грамотности чтения, который формулируется, по мнению Л.Г. Парамоновой, как «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [38, с. 29]. Проведенное в 2000 году по этой системе международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA) зафиксировало очень печальный результат: по уровню грамотности чтения российские школьники заняли 27 место [33].В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.Впервые о такой проблеме в конце XIX - начале XX веков такие ученые, как А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др. [27]. Среди отечественных авторов данную проблему изучали Т.В. Ахутина [3], М.В. Ермолаева [15], А.Н. Корнев [28], Р.И. Лалаева [30], Р.Е. Левина [32], И.Н. Садовникова [39] и др. Учение о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.Актуальность рассматриваемого вопроса состоит в том, что в каждом классе есть учащиеся, которые не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные ею сроки. Обучаясь во втором, третьем и более старших классах, дети не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. А поскольку навык чтения является базовым умением для формирования остальных надпредметных знаний, то очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа.По данным З. Матейчека, А.Н. Корнева, Б. Хальгрена, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика. В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З. Матейчека - 2-4 %, по данным Б. Хальгрена – до 10%, по данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы, по данным А.Н. Корнева- 4,8% [28].Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на ве...
Другие файлы:

Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста путем компьютерных технологий
Теоретические основы проблемы коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста путем компьютерных технологий. Организация логопедической работы...

Эмоциональные нарушения у детей
Психологическая сущность и значение эмоций. Особенности эмоционального развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоциональные наруш...

Формирование навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста
Стихотворение как литературный жанр. Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста литературных произведений. Программные требования форми...

Формы и методы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией
Теоретические основы, причины, механизмы и симптомы нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией. Общая характеристика и оценка э...

Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Основные теоретико-методологические подходы, психолого-педагогическая характеристика, методы и формы коррекции нарушений поведения, возрастные особенн...