Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Нарушение способов общения как фактор формирования негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
РЕФЕРАТ«Нарушение способов общения как фактор формирования негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста»Выполнил:Педагог-психологВендель В.В.г. Нижневартовск, 2003ПЛАНI.Введение.II.Общая характеристика общения. Функции общения. Типы межличностного общения.III.Структура общения.IV.Влияние общения на психическое развитие ребенка.V.Организация общения в группе детского сада с целью преодоления негативных эмоциональных состояний.VI.Типичные негативные эмоциональные состояния.Заключение.Библиография.I. ВВЕДЕНИЕМногие педагоги и психологи считают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих «без присмотра» взрослого. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все больше, число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженное отношение, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний. Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенка «заражает» их агрессивностью. Таким поведением родители нередко унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него тем самым ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира - у ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, психосоматические заболевания.Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими: им с трудом удается внимательно слушать других и т.п. Еще одна проблема в том, что дети очень сильно нагружены обучающими занятиями и у них не остается времени для сюжетно-ролевой игры, в которой они проигрывают социальные отношения.Многие педагоги вынуждены более времени уделять заботе о дисциплине в группе, и, к сожалению, приходится признать, что милый и дружелюбным детям достается все меньше и меньше внимания педагога. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим количеством беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободными и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и «неуправляемыми». Тогда педагоги пытаются еще сильнее вмешиваться в работу группы и ведут себя все жестче.Большая проблема состоит в том, педагоги и родители имеют дело либо с моделью «невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми.Рассмотрим эти модели.МОДЕЛЬ «НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЖИЗНЬ РЕБЕНКА»
  • Характерные черты:
  • Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»;Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие.Тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».Взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.К результатам такого подхода относятся разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем и к людям.Модель «невмешательство» чаще встречается в семьях, чем в детском саду. К сожалению, формированию такой модели способствует отсутствие у родителей реального времени для полноценного общения с детьми.УЧЕБНО-ДИСЦИПЛИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯЦель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание.Способы общения: наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик.Тактика общения: диктат или (и) опека.Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. У таких детей остаются несформированными навыки общения.Альтернативу этим моделям составляет следующая модель: самая оптимальная модель общения взрослых с детьми, в которой формируются добрые чувства к себе и к другим людям.ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
  • Ее характерные черты:
  • Другие файлы:

    Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии
    Возрастные особенности развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Исследование личностной тревожности. Изучение самооценки дошкольн...

    Профилактика эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста
    Эмоциональные нарушения и их виды. Роль эмоций в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования позитивных эмоций...

    Доминирующие психические состояния детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ
    Понятие и классификация, разновидности и отличительные характеристики психических состояний детей дошкольного возраста, факторы формирования. Особенно...

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
    Психолого-педагогический анализ проблемы адаптации и эмоциональных состояний детей раннего возраста в ДОУ "Светлячок" п. Приаргунск Забайкальского кра...

    Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
    Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое зн...