Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Мышление как центральное звено процесса учения

Тип: учебное пособие
Категория: Психология
Скачать
Купить
Лекция по педагогической психологии(Ставропольский государственный университет, факультет психологии)Тема: «Мышление как центральное звено процесса учения»План
  • Общая характеристика процессов мышления.
  • Виды мышления. Логические операции процесса мышления.
  • Индивидуальные различия и стили мышления.
  • Активизация процессов мышления в учебной деятельности.
  • Литература
  • Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
  • Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972
  • Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  • Петухов В.В. Психология мышления. - М.: МГУ, 1987.
  • Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой.М.: Педагогика, 1985.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  • Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.
  • 1. Общая характеристика процессов мышленияМышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.Мыслительный процесс – процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.2. Виды мышления. Логические операции процесса мышленияНаглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – направлено внутрь, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление.Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
    Другие файлы:

    Формирование мотивации учения школьников при переходе в среднее звено обучения
    Психологический анализ понятий "мотив" и "мотивация". Особенности мотивации учения при переходе в среднее звено. Методы формирования учебной мотивации...

    Конкуренция - центральное звено рыночного механизма

    Государственный бюджет центральное звено финансовой системы

    Бюджет - центральное звено бюджетной системы
    Признаки государственного бюджета. Понятие бюджетного процесса, его составляющие. Главные цели государственного бюджетирования. Параметры экономическо...

    Бюджет - центральное звено бюджетной системы
    Признаки государственного бюджета. Понятие бюджетного процесса, его составляющие. Главные цели государственного бюджетирования. Параметры экономическо...