Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Лекция по психологии

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Лекция 2 Тайна человеческой личности.План
  • Проблема познания личности (тайна человеческой природы и неисчерпаемость личности).
  • Личность и индивидуальность.
  • Социализация личности.
  • Личность и социальная среда, социальные роли и статус личности.
  • Психологическая структура личности.
  • Проблема типологии личностей.
  • Психологические проблемы и судьба личности в современном мире.
  • Эпиграф: “Весь мир театр. Все женщины, мужчины – все актеры, У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той…” (У.Шекспир).
  • Проблема познания личности
  • Каждый человек с полным правом может сказать – самое дорогое, что есть у меня, и чего нельзя от меня отнять, даже убив меня, - это моя уникальная, неповторимая личность. (А. С. Пушкин: “Нет, весь не умру. Душа в заветной лире, мой прах переживет и тленья убежит…”) Среди миллиардов людей, ныне живущих, живших ранее и тех, что будут жить, не было и нет и не будет другого такого человека как я. Вполне справедлива мысль о том, что когда рождается человек, рождается целый новый мир, новая вселенная, а когда умирает, умирает безвозвратно этот мир, эта вселенная, которая также неисчерпаема, как и внешняя, окружающая нас вселенная. Или не умирает целиком и совсем бесследно? (остается частично жить в своих вкладах, персонализированных в людях и вещах). Трагедия смерти каждого человека в том и состоит, что гибнет не просто один из миллиардов человеческих особей, гибнет личность и весь ее неповторимый и невосстановимый мир и всё человечество становится беднее, гибнет всё потенциальное богатство материальной и духовной культуры, которую могла бы еще подарить человечеству личность. (Парадокс жизни: сил в юности много, а ума и предусмотрительности знаний, правильного понимания жизни и ее направление нет в старости же наоборот, есть все нужные знания для “правильной” мудрой жизни, но нет ни времени, ни сил). Каждый человек хочет считать себя личностью и обидится, если его не будут считать таковой другие люди (особенно чутки к этому ущербные или ущемленные личности.) Но не каждый задумывается над тайной личности, и не каждый задумавшийся над ней постигает эту тайну. Философы ищут ответ в абстрактных философских теориях. Психологи ищут ответ в исследовании психологических физиологических процессов индивидуального организма. Социологи ищут ответ в исследовании общественных отношений и их влиянии на человека. Только религия не ищет теоретического ответа, она постулирует принципиальную личность и мистический путь её само постижения через общение с богом. Но тайна индивидуальной человеческой личности остается до конца не разгаданной. Дело в том, что ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой личности. Всегда остается некий остаток, принципиально несводимый ни к какой теории. Поскольку каждого больше интересует его собственная личность, а не личность вообще, то встает вопрос, а в чем же польза теоретических знаний о личности вообще? Если они не объяснят тайну моей конкретной личности. Польза рассмотрений этих теории в том, что они могут помочь каждой личности в ее самопознании, дать какие-то ориентирующие представления, на конец, пробудить интерес к самой проблеме и дать стимул к самопознанию своей личностиИндивидуальная личность как предмет познания неисчерпаема, ибо она имеет потенциально-бесконечное количество проявлений, а так же находится в состоянии постоянного развития и изменения, имеющий также потенциально-бесконечный набор возможностей. Но не нужно путать исчерпывающие знания о личности со знанием, пониманием ее существенных сторон и качеств, которые не только достижимы, но необходимы человеку для сознательного управления своей жизнью и судьбой. Это-то понимание, ключ и методику к нему и дают психологическая концепция личности, но не всякая. А лишь опирающаяся на правильную объективную диалектико-материалистическую философскую базу. О чем здесь идет речь? О том, что понять, что такая личность вообще невозможна не дав сначала ответ на вопрос: что такое человек вообще. Ибо личность это и есть индивидуальный человек. И основания индивидуальности заключены в природе человека вообще. А это – вопрос чисто философский. И философы дают богатый набор ответов о природе человека. От натуралистических до разного рода идеалистических. Возьмем, например, такую концепцию: человек это один из видов животных, обладающий теми же потребностями биологическими и способностями, что и они. Особенность этого вида в том, что он самое хищное и всеядное животное. Животное социальное, способное к речи. Индивидуальность личности при этом сводится к набору биологических качеств и инстинктов, присущих каждому отдельному человеку: как биологической особи. Но при таком подходе уж очень бедным и примитивным выглядит мир личности и другие животные также должны быть признаны как личности. Философы идеалисты склонны сводить сущность человека к его идеальным, духовным качествам – душе, сознанию, интеллекту и т. п. При этом, однако, теряется реальное основание индивидуальности человека – его индивидуальный биологический организм. Ведь духовные качества являются общими, общественными по своей природе, надындивидуальными. Идеалисты не могут найти какого-то основания их индивидуализации, и им остается просто постулировать. не решает проблемы и третий вариант – механическое сочетание натуралистического и идеалистического подходов к сущности человека, т.к. приводит к неразрушимому дуализму души и тела, что тем более запутывает вопрос о критериях индивидуальности личности. В этом вопросе о природе человека, как определяющим для решения вопроса о природе личности и заключен ключ и главная трудность познания личности.Реальное основание для действительного познания личности, как вообще, так и конкретной, дает только диалектико-материалистическая концепция сущности человека. эта концепция при определении сущности человека исходит не из произвольного набора внешних признаков, а из родовой, определяющих видовую специфику и сущность человеческого существа деятельности общественного, производительного материального труда.Значит сущность человека определяется системой отношений общественных, возникающих в процессе труда. Эти отношения делятся на два вида, выступающие как две стороны единого процесса труда: отношения между человеком и природой и отношения между людьми. Специфика обоих отношений в том, что они опосредованны орудиями труда и соответствующими формами деятельности социальными.Т.е. мы видим, что сущность человека не дана ему как биологическому существу (особи вида биологического “человек”) от природы, а возникает в процессе включения индивида в систему общественных отношений и общественного производства. Человек, есть индивид, включённый в эту систему. 2. Личность и индивидуальность.Опираясь на такое понимание сущности человека, мы можем перейти к понятию личности. Личность есть индивидуальный человек. Каковы основания индивидуальности личности и что такое вообще индивидуальность? Индивидуальность человека - уникальность набора присущих ему качеств. Ее основания заключены в биологической индивидуальности человеческого организма и в индивидуальности социального опыта индивида (конкретной системы социальных отношений и форм деятельности, в которую включен отдельный индивид). Т.е. мы можем выделить два вида индивидуальности, присуще человеку:
  • биологическую индивидуальность (уникальное сочетание биологических особенностей организма).
  • социальную (уникальную систему общественных отношений конкретного вида).
  • Какая из них главней. Естественно, что для характеристики личности большое значение играет социальная индивидуальность, социальные, а не биологические качества индивида (не рост, например, а нравственные качества). Но мы должны избег...
    Другие файлы:

    Подробный план лекций по первичной обработке шерсти
    ЛЕКЦИЯ 1ЛЕКЦИЯ 3ЛЕКЦИЯ 4ЛЕКЦИЯ 5ЛЕКЦИЯ 6ЛЕКЦИЯ 7ЛЕКЦИЯ 8ЛЕКЦИЯ 9ЛЕКЦИЯ 10ЛЕКЦИЯ 11ЛЕКЦИЯ 12ЛЕКЦИЯ 13ЛЕКЦИЯ 14ЛЕКЦИЯ 15ЛЕКЦИЯ 16ЛЕКЦИЯ 17...

    Восемь лекций по математическому анализу
    СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к третьему изданию Предисловие к первому изданию Лекция I. Континуум Лекция II. Пределы Лекция III. Функции Лекция IV....

    Методика преподавания экономических дисциплин
    Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностейСодержаниеЛекция 1. Дидактика и методика преподавания экономических дисциплин Л...

    Восемь строф, упражняющих ум. Лекция Далай ламы XIV
    Описание: Лекция Далай ламы XIV в Ламаистском Буддийском монастыре Америки в Вашингтоне, штат Нью Джерси....

    Лекция: цели, задачи и функции
    Лекция как первый вид учебно-исследовательской работы, с которым сталкивается студент, придя в ВУЗ. Пять основных функций вузовской лекции и оценка ее...