Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психология поддержания высокого уровня служебной дисциплины

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
1. Актуальные психологические проблемы поддержания дисциплины в органах правопорядкаОрганы правопорядка являются частью системы государственных организаций и поэтому их работники находятся на государственнойслужбе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплиной понимается установленный порядокдеятельности государственных организаций, предусматривающий добросовестное выполнение каждым работником возложенных на него служебных обязанностей,определенных правил и требований должностного поведения. В ряде органов правопорядка России (МВД, ФСБ, ФСНП и др.) принято говорить о соблюдении служебной дисциплины. Служебная дисциплинаимеет общие черты с другими видами государственной дисциплины, но и обнаруживает определенную специфику. Поскольку указанные органы правопорядкапредставляют собой, по существу, военизированные организации, то для их персонала установлена дисциплина применительно к воинской. Такая служебнаядисциплина требует четкого повиновения приказам начальника, всемерного содействия им в обеспечении установленного порядка и прекращения замеченных нарушенийсо стороны сослуживцев, личной ответственности не только за собственное поведение, но и за состояние дисциплины в профессиональном коллективе. Жизнь идеятельность личного состава этих органов правопорядка четко регламентируется уставами, приказами и распоряжениями начальников. Подобно воинскому приказу,приказ начальника должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. В свою очередь, начальник несет ответственность за состояние дисциплины средиподчиненных. Служебная дисциплина обязывает начальников воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований законов, присяги, уставов, приказов ираспоряжений, развивать и поддерживать у них осознание служебного долга, чести и профессиональногодостоинства. Практика показывает, что обеспечение высокого уровня дисциплины в органах правопорядка невозможно без учета психологическихособенностей их работников и профессиональных коллективов. Дисциплинированное поведение зависит от направленности личности, особенностей характера,темперамента, способностей работника. Своеобразно преломляясь и взаимодействуя друг с другом, элементы структуры личности работника образуют у него такоесинтетическое свойство как дисциплинированность. На уровень дисциплинированности влияют также различные социально-психологические явления в профессиональном коллективе:общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различнымисторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства и др. Дисциплинарные воздействия и дисциплинарная практика в целом должны также учитыватьособенности профессионального общения, профессиональной этики, уровня притязаний и самооценки каждого сотрудника. 2. Психология формирования высокого уровня дисциплинированности работников органовправопорядкаДля определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используютсяследующие критерии:
  • уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений,усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт);
  • усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей (безотносительнок успехам и неудачам);
  • результаты деятельности (успехи и недостатки);
  • общественная активность, включающая в себя оказаниепомощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев;
  • характер и количество поступков и проступков, в томчисле и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания. (См. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР, 1979,с.301)
  • В определяющей мере дисциплинированность работника органа правопорядка зависит от его мотивов и степени их осознанности. Различаюттри уровня осознанности мотивов: высший - когда работник четко осознает цели и мотивы своего поведения; средний - при котором работнику ясны лишь общиеконтуры собственных мыслей и чувств, побуждающих к поступку (или проступку); низкий - когда мотивы поведения человеком, практически, не осознаются.Поступки, мотивы которых не осознаются, имеют различную природу. Причиной таких поступков может быть чрезмерное эмоциональное напряжение, стресс, утомление илипереутомление, склонность к негативным привычкам (например, употреблению алкоголя) и др. Однако неосознаваемость мотива поступка не следует смешивать снепризнанием его истинного мотива, которое выступает в виде своеобразной психологической защиты, заключающейся в попытке работника отклонить менеепривлекательный в профессионально-нравственном отношении мотив и приписать своим поступкам благородные побуждения. К числу основных мотивов, влияющих на поведение работника и уровень его дисциплинированности следует отнести:
  • деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемымпрофессионально-служебным задачам;
  • коллективистские мотивы, характеризующие степень связипобуждений работника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения;
  • мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности надальнейшее поведение работника;
  • мотивы уровня притязаний, отражающие особенности сложившейся профессиональной самооценки и определения в связи с ней целей итрудностей выполняемых профессиональных задач;
  • мотивы избегания возможного наказания за нарушениядисциплины.
  • У работников органов правопорядка необходимо сформировать позитивную мотивацию деятельности, позволяющую преодолеватьэлементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам и нарушению законности. Недисциплинированное поведение проявляется, во-первых, в склонности к пререканиям и обсуждениям распоряжения руководителя, отступлении от установленного порядкаслужебных взаимоотношений, выражении недовольства, во-вторых, в неисполнительности, проявлении недостаточного усердия к выполнению должностных обязанностей, в-третьих, в побуждениях к самочинным действиям, запрещенным установленным порядком прохождения службы в органах правопорядка. Уровень дисциплины в профессиональном коллективе, естественно, зависит от уровня дисциплинированности каждого его работника, ноне сводится только к этому. Такие факторы, как психологическая совместимость и степень сплоченности членов коллектива, степень организационной ипрофессиональной подготовленности к совместной деятельности, качество официальных и неофициальных взаимоотношений и другие существенно влияют науровень дисциплины в коллективе. К числу критериев оценки уровня дисциплины в служебном коллективе относят:
  • степень тяжести дисциплинарных проступков /с точки зрения оценки их последствий/;
  • социометрический статус нарушителей дисциплины в коллективе, то есть положение в неформальной структуре отношений членовколлектива;
  • распространенность тенденций к дисциплинарным нарушениям (отношение числа работников, не допускающих нарушений к числусовершивших дисциплинарные проступки);
  • повторяемость одноименных дисциплинарных проступков;
  • динамика изменения количества дисциплинарных нарушений, ее соотношение с особенностями изменений в жизнедеятельностипрофессионального коллектива;
  • соотношение поощрений, полученных всеми сотрудниками,с наложенными взысканиями по количественным и качественным признакам. (См. Китов А.И. Указ. соч., с. 304)
  • Другие файлы:

    Понятие и правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы
    Применение норм законодательства Российской Федерации для правового регулирования служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы. Ср...

    Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
    Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего п...

    Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
    М.: Эксмо, 2008. - 128 с. Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного о...

    Языки программирования высокого уровня
    Сравнительный анализ наиболее распространенных языков, их классификация, описание достоинств и недостатков. Использование процедур, функции и подпрогр...

    Курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» иотносится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральная компонента