Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особености личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективы

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯСТАРШИХ КЛАССОВ:ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.СОДЕРЖАНИЕ.Введение.Описание результатов исследованияЗаключениеПриложение 1. Обобщённый личностный профиль старшеклассника школы № 9Приложение 2. Образец характеристики, подготовленнойдля проведения психологического консультирования(личностные и темпераментальные особенности ученикастарших классов)Список литературыВВЕДЕНИЕ.Психология личности — одна из важных , обширных и особо спорных тем в психологии. Интерес к ней неиссякаем тем более сейчас, когда проблема личности в общественном развитии так возросла.На данный момент существует множество теорий личности. Так, например, Л.Хьелл и Д. Зиглер в своей книге “Теории личности” описывают более десятка из существующих в зарубежной психологии. Зигмунд Фрейд выдвинул психодинамическую теорию личности, основная мысль которой состоит в том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Психодинамическая теория отводит главную роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют между собой за главенство в регуляции поведения человека.З.Фрейд для более точного и простого описания личности вводит в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Такое деление известно, как структурная модель психической жизни.Ид (оно) означает инстинктивные и врождённые аспекты личности. Эго (Я) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Суперэго (сверх-Я) — морально-этическая сила личности.После Фрейда изучением эго занимался выдающийся психолог Эрик Эриксон. Он считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации можно представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.1.Младенчество: базальное доверие — недоверие.2.Раннее детство: автономия — стыд и сомнение.3.Возраст игры: инициативность — вина.4.Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность.5.Юность: эго-идентичность — ролевое смешение.6.Ранняя зрелость: интимность — изоляция.7.Средняя зрелость: продуктивность — инертность.8.Поздняя зрелость: эго-интеграция — отчаяние.Другой известный психолог Реймонд Кеттел в исследовании личности имеет одну ведущую цель: раскрыть (с помощью метода факторного анализа) основные черты личности. Он полагает, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и они ответственны за то, что будет делать человек в данной обстановке. По определению Кеттела, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Кеттел считает, что черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определённым образом в разных ситуациях и в разное время. Они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Кеттел на основании результатов исследований относит личностные черты к 16 основным категориям (факторам).В отличие от Кеттела, Г.Айзенк был убеждён, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трёх типов. Он гораздо большее значение придаёт генетическим факторам в развитии индивидуума, нежели Кеттел. Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия — экстраверсия и нейротизм — стабильность. Они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы. Гуманистическая теория рассматривает самоактуализацию, как идеальный вариант развития личности. Основателем этой теории является Абрахам Маслоу. По мнению Маслоу, самоактуализирующиеся люди — это люди, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны.Маслоу пришёл к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют, например, следующие характеристики: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы такими какие они есть; автономия: независимость от культуры; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность.При всём многообразии существующих подходов, в психологии в настоящее время принято выделять несколько относительно независимых друг от друга направлений современного человекознания: биогенетическое, социогенетическое и персоногенетическое направления.В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций,формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.В центре внимания исследователей персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. В обособлении биогенетичнского, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется детерминация развития личности влиянием двух факторов — среды и наследствености.В рамках системно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) разрабатывается иная схема детерминации развития личности.В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как предпосылки развития личности.Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности.Среда несёт те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид.Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение её к культуре.Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов.Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития.В теории Л.И.Божович (1968) показано, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребёнка в...
Другие файлы:

Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
Психологические особенности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Создание условий для формирования и развития коммуникативной компетентнос...

Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к сдаче экзамена по английскому языку
Единый государственный экзамен - современное средство оценивания результатов. Технология подготовки учащихся старших классов средней школы к успешному...

Как научиться решать задачи. Книга для учащихся старших классов.
3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с. В книге изложена сущность решения школьных математических задач, а также задач повы...

Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой
Мотивационная сфера школьника как компонент в процессе организации учебной деятельности. Изучение отношения учащихся средних и старших классов к занят...

Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов
Особенности и перспективы развития современной семьи. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся. Педагогическое образование родителей, их пр...