Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Личность и психика

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ЛИЧНОСТЬ И ПСИХИКА1. Понятие о личности в психологии. Источники развития и структура личностиПроблемы личности, ее изучения и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Наряду с этим следует отметить, чтоэффективность правоохранительной деятельности существенно зависит от учета психологических особенностей личности каждого правонарушителя, динамики ифакторов ее развития, а также от способностей и профессионально-психологической подготовленности работников органов правопорядка.Какие определения понятия "личность" даются в психологии? Американский психолог Г.В. Олпорт в своей книге "Личность" привелоколо пятидесяти определений личности. Целесообразно привести некоторые из них.Личность - динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешнейсреде в смысле характерических способов поведения и переживания. (Г.В. Олпорт).Личность - более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственнуюиндивидуальную адаптацию к среде. (Г.Ю. Айзенк).Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков, это не "полипняк".Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная гипотетически: личностью не родятся, личностьюстановятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития человека. (А.Н. Леонтьев).Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К. Платонов).При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются всевнешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности). (С.Л. Рубинштейн).Анализ различных определений личности позволяет выделить инвариантное ядро ее основных характеристик. Личность - это конкретный человек в совокупностипринадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только свозникновением у человека сознания и самосознания. Личность - это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательнойдеятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Впсихологии под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические явления индивида и придающее егоповедению соответствующую последовательность, разумность и устойчивость. Понятия "личность" и "индивид" находятся в тесном единстве,однако, они не тождественны. Поэтому возможны факты существования индивида, который не является личностью. Это обстоятельство подтверждается опытомизучения людей, воспитанных животными.В 1976 году охотники обнаружили стадо обезьян недалеко от озера Танганьика и начали отлов животных, в их руки попал одичалый ребенок, не успевший вовремяспрятаться от звероловов. Мальчика назвали Джон. Джону было четыре года, из которых, по мнению ученых, большую часть провел в тропическом лесу средиобезьян. Появление его в стаде осталось загадкой. Его поведение и привычки полностью соответствовали обезьяним, у него отсутствует человеческая речь. Джонне может пользоваться ложкой и миской, человеческая одежда для него непривычна. Привыкание к человеческой жизни идет очень трудно.Личность всегда является представителем общества или общности. Вместе с тем личность выступает не только в роли объекта, воспринимающего влияния окружающейсреды (как социальной макросреды, так и микросреды), но и в роли активного деятеля и творца, отражающих ее индивидуальность.Человеческая деятельность является источником развития личности. В деятельности отражается созидательная роль личности, позволяющая изменять нетолько условия своего существования, но и собственное сознание, то есть собственную психическую сущность. Внутренняя психическая деятельность личности,ее психологические процессы, свойства и состояния являются продуктом присвоения или интериоризации внешней практической деятельности.Важнейшими характеристиками личности являются сознание и самосознание. Сознание включает в себя знания об окружающем мире, переживания различныхжизненных событий и собственных поступков, отношения к другим людям, проявляющиеся в виде мотивов, установок и стереотипов поведения. Самосознаниеявляется особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознаниевыделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, свойвнутренний мир, формировать образ "Я". Самосознание предполагает различение своего внутреннего мира (образ "Я") и того, что окружаетличность (образ "НЕ Я"). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным(самопознание, самооценка, саморефлексия).Большое значение для поведения личности представляет самооценка. Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей,которые человек ставит перед собой. Очень важно у личности формировать адекватный своим возможностям уровень притязаний, что, в конечном счете,определяет ее самоуважение. У. Джемс отмечал ______________________________ что "довольство собойв жизни определяется отношением наших действительныхспособностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания: Представляют интерес типологические теории личности. Еще в начале ХХ века У. Джемс отмечал (Там же, с.155), что понятие "личность" можноподразделить на составные элементы, которые, в свою очередь, подразделяются на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность.Э. Шпрангер в 1922 году предложил следующую типологию личностей: 1) теоретический человек (у него основная установка - страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению); 2) экономический человек (у этой категории индивидов - главное - мотив полезности, достижений в деятельности); 3) эстетический человек (для него существенным является собственное миропонимание, красота духа, бережного отношения к природеи т.д.); 4) социальный человек (для него характерным является социальная направленность деятельности, внешние проявления, стремленияк контактам и т.п.); 5) политический человек (для него главное - власть как основная ценность, стремление свою ориентацию сделать ведущимимотивами других людей...
Другие файлы:

Психология и педагогика
Морфологические особенности тела индивида и психика (теории Кремчера и Шелдона). Психика и строение организма. Особенности формирования характера. Соц...

Деловая психология
Предмет, задачи, отрасли и методы психологии. Психика и ее развитие. Задачи и место современной психологии в системе наук. Психика и мозг человека: пр...

Психика человека и её функции в процессе труда
Психика человека и его мозг - важнейшая часть психического отражения и активности личности. Мотивационная функция психики, побуждение человека к актив...

Использование средств вычислительной техники при изучении начального курса математического анализа
Психика и психические процессы. Содержание понятия "личность". Способности и их классификация. Развитие ребёнка в процессе обучения. Основные приёмы п...

Общение, личность и психика ребенка
...