Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологический синдром

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Структура психологического синдрома Как показал Л.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальнаяситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуацияразвития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями,сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностной ситуацией развития. В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы.Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1.Источники синдрома - это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу- генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядропсихологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействиемтрех основных блоков:- Психологический профиль ребенка - это совокупность как его личностныххарактеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенностипсихологического профиля. - Особенности деятельности ребенка зависят от его психологическогопрофиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. - Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Этареакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п. Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенкасвязана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакцияобусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратнуюсвязь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности,которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует системуотношений ребенка с его социальным окружением. Психологические синдромы, связанные с высоким уровнем демонстративности Негативноесамопредъявление и демонстративный нигилизмВ дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью вовнимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного самопредъявления. Его главноепроявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенностьего деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности вовнимании к себе. Позиция младшего школьника с негативным самопредъявлением - это позиция "ужасногоребенка", которого окружающие замечают только постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертой психологическогопрофиля ребенка с негативным самопредъявлением. Взрослые своим поведением поддерживают это представление, чем и обеспечивается реакция социальногоокружения, замыкающая положительную обратную связь. Итак, вывод о том, что у ребенка сложился синдром негативного самопредъявления, может бытьсделан при сочетании следующих данных: - Жалобы на нарушение ребенком правил поведения. - Яркая демонстративность. - Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокаяимпульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность. В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складываетсясамосознание "нигилиста", чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим.Отсюда и происходит название этого синдрома в его подростковом варианте - демонстративныйнигилизм. Оно отражает как психологический облик, так и особенности деятельности подростка. Реакция социального окружения, незамечающего ничего, кроме эпатажных проявлений "нигилиста", способствует фиксации специфических особенностей его самосознания. Для подростков с демонстративным нигилизмом типичны проблемы установления устойчивыхвзаимоотношений со сверстниками. Обычно для них самих эти проблемы гораздо более значимы, чем сложности во взаимоотношениях с взрослыми. Взрослых же(родителей, учителей), как правило, намного больше беспокоят внешние нигилистические проявления: курение, неуважительное отношение к старшим,вызывающий внешний вид подростка. О его переживаниях взрослые часто даже не догадываются, хотя беспокоящие их внешние проявления - это и есть выбранный ребенкомспособ решить свои внутренние проблемы (почти всегда неудачный).Диагностика демонстративного нигилизма основана примерно на том же сочетании признаков, чтои диагностика негативного самопредъявления. Отличия, в основном, определяются наличием специфически подростковых проявлений. В качестве основных признаковможно назвать следующие:- Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение. - Яркая демонстративность. - Отсутствие подлинных антисоциальных или асоциальных установок. Позитивноесамопредъявление и гиперсоциальностьСиндром позитивного самопредъявления близок к синдрому негативного самопредъявления с темотличием, что в этом случае внимание привлекается не посредством нарушения правил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения. Для младшегошкольника с позитивным самопредъявлением характерна позиция "образцового ученика". Такой ребенок не забывает говорить "спасибо" и"пожалуйста", вежливо здороваться и прощаться. Разумеется, формы внимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны,чем при негативном, так как оно при этом проявляется в похвалах, восхищении и умилении взрослых.Вполне возможно (и даже довольно распространено) парадоксальное сочетание у одного и того жеребенка элементов как негативного, так и позитивного самопредъявления. Эти психологические синдромы, несмотря на их внешнюю противоположность, оченьблизки между собой. Оба они характерны для детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Они полярноразличаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот же общий психологический склад. Центральным моментом в обоих этих синдромахявляется именно самопредъявление, то есть постоянное исполнение какой-либо роли, характерное для демонстративной личности.Во многих случаях позиция "идеального ребенка" удерживается только в социальныхситуациях, тогда как в домашней жизни ребенок может быть совершенно невыносим. Причина того, что в домашней жизни ребенок перестает играть роль"образцового мальчика" или "образцовой девочки" состоит в том, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начинают считать его нормойи перестают обращать на него внимание. Основой для вывода о наличии синдрома позитивного самопредъявления (в сочетании сэлементами негативного) служит сочетание следующих показателей:- Жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в р...
Другие файлы:

Лучевая диагностика заболеваний молочной железы, лечение и реабилитация. Выпуск 3: Лучевая синдромная диагностика заболеваний молочной железы.
В третьем выпуске практического руководства представлена клинико-рентгено-соно-патоморфологическая характеристика основных заболеваний молочной железы...

Геномные мутации
Что такое геном, понятие геномных мутаций, их классификация. Описание гаплоидии, полиплоидии, сфера распространения этих мутаций. Синдром Дауна как бо...

Синдром Ангельмана
Синдром Ангельмана вследствии потери нормальных материнских копий генов в определенной области 15 хромосомы. Характерные признаки возникновения заболе...

Психофизиология стресса
Понятие общего адаптационного синдрома. Мобилизация психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Факторы, вызывающие стре...

Хромосомные болезни
Синдромы, развитие которых обусловлено изменениями числа или структуры хромосом. Частота хромосомных болезней среди новорожденных детей. Синдром Дауна...