Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Теория и практика психотерапии в России

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Теорияи практика психотерапии в РоссииВ последнее десятилетие наблюдаются значительные изменения в содержании психотерапии идеятельности врача-психотерапевта в России. Прошли те времена, когда под психотерапией у нас обычно понимался гипноз, а интерес к другим ее методампресекался из-за идеологических соображений. Прошло также время безоглядного "импорта" психотерапевтических технологий – увлечение отдельнымизарубежными методами. Освоив достижения современной психотерапии, российское психотерапевтическое сообщество вступило в новый период – творческого развитияспециальности с учетом особенностей здравоохранения, нынешней социально-экономической ситуации, отечественной медицины и психологии,обращения к своим историческим корням.Первые шаги психотерапии в России прослеживаются уже с концаXVIII – начала XIX века и связаны с именами Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, А.И.Галича и других просветителей – философов, психологов, педагогов, а такжевыдающихся врачей своего времени С.Г.Зыбелина, М.Я.Мудрова, И.Е.Дядьковского [1]. Они заложили основы понимания в России психогенных заболеваний,психосоматических соотношений, роли личности в патологии и психологической терапии. Такое начало формирования отечественной психотерапии предполагало еедальнейшее становление в виде личностно- и клинико-ориентированной области медицины интердисциплинарного характера, что вполне соответствовало бысовременному положению психотерапии, формирующейся на границах медицины, психологии, педагогики, философии и других наук.Диалектика развития российской психотерапии заключалась, однако, в том, что в русской медицине второй половины XIX века набирают силуидеи нервизма. И.М.Сеченов и далее И.П.Павлов показали, что в основе психических явлений лежат материальных физиологические процессы, происходящие вголовном мозге, которые могут быть изучены объективными методами. В борьбе за объективно-научное исследование постепенно, уже после смерти И.П.Павлова, втрудах его последователей представления о биопсихосоциальной сущности болезни по сути были сведены в теории и практике медицины до признания определяющейроли первого звена этой триады.Первая четверть XX века в зарубежной психотерапии во многомпроисходит под знаком интереса к психоанализу. Психоанализ не получил широкого развития в России и не только потому, что в условиях тоталитарного строямедицина и особенно психотерапия были идеологизированы. Это правда, но это не вся правда. Идеи нервизма, учение И.П.Павлова на определенном этапе в Россиивзяли верх над так называемыми субъективно-идеалистическими концепциями, к которым, конечно, в первую очередь и был причислен психоанализ. Это может бытьпроиллюстрировано на судьбе нескольких ленинградских ученых, симпатизировавших поначалу психоанализу и применявших его в своей практической работе(Л.Б.Гаккель, Н.Н.Трауготт, Б.Н.Бирман, Е.К.Яковлева). В развернувшейся полемике между учением И.П.Павлова и психоаналитическими идеями верх одержалопервое. Б.Н.Бирман начал работать с И.П.Павловым и стал одним из его ближайших учеников, Л.Б.Гаккель возглавила отделение неврозов в больнице, которая внастоящее время носит имя И.П.Павлова, и где он проводил свои знаменитые "клинические среды", Н.Н.Трауготт возглавила в одном из научно-исследовательскихфизиологических институтов отдел патологии высшей нервной деятельности, Е.К.Яковлева начала работать с В.Н.Мясищевым, хотя и воспринявшим ряд идейпсихоанализа, но развивавшим его уже с иных теоретических позиций – психологии отношений и клинической психофизиологии. В дальнейшем психоанализ действительнобыл запрещен, а еще позже и сама психология практически была исключена из преподавания и резко ограничена в исследовательской работе.Послереволюционный период оказался в целом крайне неблагоприятным для психотерапии. Идеологизация психотерапии, отрыв ее от ведущих направленийэтой науки в западных странах явились причиной задержки в развитии отечественной психотерапии при формальном признании ее важнейшей роли вмедицине и здравоохранении. А это было время становления основных психологических концепций личности и органически связанных с нимипсихотерапевтических направлений в западных странах.40–45-е годы – период упрочения в нашей стране директивной,главным образом гипносуггестивной психотерапии, который вполне соответствовал и общественному сознанию страны, и теории медицины, построенной на ученииИ.П.Павлова. Но здесь необходимы существенные оговорки. И.П.Павлов был и остается одним из выдающихся ученых XX века, его учение сегодня входит, вчастности, и в фундамент бихевиоральной психотерапии, и в целом развивающейся бихевиоральной медицины на Западе. Гипнотерапия также сохраняет свое значение впсихотерапии в качестве одного из важнейших ее направлений, и это относится как к классическому гипнозу, так и к современным его вариантам (эриксоновскомугипнозу и др.). Речь идет лишь о том, что в условиях идеологизации психотерапии в стране с определенным социальным устройством произошел почти полный отрывотечественной психотерапии от ряда ведущих психотерапевтических направлений в мире.Несколько особое место в отношении исследований и практики вобласти психотерапии занимал в 30–70-е годы Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева в Ленинграде. Здесь развивался отечественный вариант динамическойпсихотерапии, который получил название "этиопатогенетической" психотерапии, позже "патогенетической" и основывался на пониманиинарушений личности и восстановлении ее функционирования с позиций психологии отношений, наиболее известной концепции личности в отечественной медицине имедицинской психологии, берущей начало в трудах А.Ф.Лазурского и далее разработанной В.Н.Мясищевым [2]. На основе патогенетической психотерапии в 80-егоды сформировалась личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия [3].Последняя четверть нашего века имела определяющее значениедля развития отечественной психотерапии и превращения ее в массовую общемедицинскую специальность. И это несмотря на то, что именно этот период былтрудным, а в дальнейшем и просто трагичным для нашего народа, что свидетельствует о все большем осознании роли психотерапии для современноймедицины и здравоохранения в обществе.Можно было бы выделить три важные вехи на этом пути. Это,во-первых, Приказ Министерства здравоохранения СССР ‹791 от 2 сентября 1975 г. "О мерах по улучшению психотерапевтической помощи населению",содержащий положение об открытии в стране в качестве эксперимента нескольких сот психотерапевтических кабинетов в общесоматических поликлиниках крупных городов,приблизивших психотерапию к населению и сделавших ее более доступной и понятной для пациентов. В связи с этим впервые возник также вопрос о необходимостисистематической подготовки психотерапевтов-профессионалов. Она проводилась на двух кафедрах психотерапии в институтах усовершенствования врачей, а также впрофильных научно-исследовательских институтах.Вторым приказом Министерства здравоохранения СССР ‹750 от31 мая 1985 г. был сделан следующий шаг в развитии отечественной психотерапии: психотерапия была включена в качестве самостоятельной отрасли медицины вноменклатуру врачебных специальностей, а в номенклатуре врачебных должностей появилась должность "врач-психотерапевт". В связи с положениемприказа об открытии психотерапевтических кабинетов в городских поликлиниках, обслуживающих не менее 30 тыс. взрослого населения, наметилась тенденцияпревращения психотерапии в массовую общемедицинскую специальность.Третьим приказом Министерства здравоохранения России ‹294от 30 октября 1995 г. были сформулированы основные требования к образовательному стандарту по специальности "психотерапия", типовымпрограммам и планам непрерывной подготовки по данной специальности; нормативные требования к оснащению психотерапевтических подразделений(кабинетов и отделений); к должностным инструкциям бригады специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь (в число этих специалистов входятврач-психотерапевт, клинический психолог, специалист по социальной работе – социальный работник).Существенное значение имели и приказы Министерства здравоохранения России ‹391 от 26 ноября 1996 г. и ‹226 от 28 июля 1997 г. Вних, в частности, содержатся требования к профессиональной непрерывной подготовке медицинских психологов и специалистов по социальной работе, а такжепринципы взаимодействия бригады, состоящих из указанных специалистов.Таким образом, была сформулирована концепция развитияпсихотерапевтической службы, в основу которой заложены следующие элементы: образовательные стандарты и требования к обучению специалистов, оказывающихпсихотерапевтическую помощь; система образовательных учреждений, проводящих подготовку специалистов, положения по их взаимодействию; нормативы оснащенияпсихотерапевтических подразделений (кабинетов и отделений); потребность в психотерапевтической помощи для населения.В результате работы по разработке нормативно-методических документов, конкретной организационной деятельности региональныхпсихотерапевтических служб территорий, активной деятельности врачей-психотерапевтов за последнее время отмечается определенный ростпоказателей развития психотерапевтической службы.Предусмотренный норматив открытия психотерапевтическихкабинетов из расчета 1 кабинет на 25 тыс. взрослого населения и 1 кабинет на 200 коек в многопрофильных больницах, а также открытие психотерапевтическихотделений из расчета 1 отделение на 200 тыс. взрослого населения в настоящее время не дос...
Другие файлы:

Теория и практика пассивной пеленгации и ее нераскрытые возможности
Теория пассивной пеленгации, создание математического аппарата. Теория и практика определения координат и навигационных параметров движущихся объектов...

Теория и практика конкуренции.
Теория и практика конкуренции. Учебник для студентов 3 курса экономических специальностей. / М.: Московский международный институт эконометрики, инфор...

Методические рекомендации студенту по изучению дисциплины «теория и практика перевода» рабочая программа по дисциплине «Теория и практика перевода»

Методические рекомендации студенту по изучению дисциплины «теория и практика перевода» рабочая программа по дисциплине «Теория и практика перевода»

Методические рекомендации студенту по изучению дисциплины «теория и практика перевода» рабочая программа по дисциплине «Теория и практика перевода»