Б.Раш: влияние физических причин на моральную способность
БЕНДЖАМИН РАШ Раш (Rush, Benjamin, 1745-1813) родился в семье ферме-ра неподалеку от Филадельфии. Образование получил в колледже вНью-Джерси, а затем изучал медицину в 1766-1768 гг. в Эдин-бургском университете под руководством д-ра Дж. Редмана и в1768-1769 гг. в больнице в Лондоне. Сближение с Франклином иобщение с радикальными элементами ( во время пребывания в Лон-доне ) способствовало развитию и укреплению у Раша республи-канских взглядов. В 1769 г. Раш начал врачебную практику в Фи-ладельфии, причем оказывал медицинскую помощь главным образомбедноте. Одновременно в Филадельфийском колледже Раш занялдолжность профессора химии, впервые учрежденную в колониях.Результатом его преподавательской деятельности был курс лекций"A syllabus of a Course of Lectures on Chemistry". Общественная деятельность Раша в 70-е годы отмеченапрежде всего его выступлениями против рабства негров, и вчастности его известным "Обращением к жителям британскихпоселений в Америке относительно рабовладения". В 1774г. Рашбыл одним из главных организаторов Пенсильванского обществасодействия отмены рабства негров, президентом которого онстал в 1803 г. Научная и общественная деятельность Раша при-вела его в основанное Франклином Американское философскоеобщество. В своих выступлениях по политическим вопросам Рашнеуклонно отстаивал интересы американских колоний противпосягательств со стороны Англии. С первых же дней борьбы занезависимость Раш принял активное участие в революционныхсобытиях. По своим философским взглядам Раш принадлежал к правомукрылу деистического направления в американском Просвещении.Хотя в центре внимания Раша физические факторы, он вовсе неигнорирует в своих работах факторов социальных, отмечая вли-яние на нравственность различных ступеней общественного раз-вития, экономики, государственного строя, профессиональныхразличий. Этики Раша очень близка к материалистической:обоснование естественного происхождения и сущностинравственности и выяснение физических и социальных причин ееизменения и дифференциации - отличительная черта подхода ма-териалистов к вопросам этики. Творчество Раша отмечено эк-лектизмом и попытками примирить науку с религией. Поэтому неудивительно,что он отрицательно отнесся к антирилигиозномутруду Пейна "Век разума ". Влияние физических причин на моральную способность. Моральной способностью я называю способность человечес-кого духа различать добро и зло, или, другими словами, доб-родетель и порок, и делать выбор между ними. Это врожденныйпринцип, и, хотя его можно усовершенствовать путем опыта иразмышления, он не вытекает ни из того, ни из другого. Метафизики давно уже спорят между собой о том, где женаходится совесть - в воле или в рассудке. Этот спор можноразличить, лишь признав, что воля - местоприбывание мораль-ной способности, рассудок - местоприбывание совести. Таинс-твенная природа единения обоих этих нравственных начал с во-лей и рассудком - это уже тема, не относящаяся к предметунастоящего исследования. Поскольку я считаю, что добродетель и порок состоят вдействиях, а не в рассуждениях, и поскольку источник этихдействий не совесть, а воля, я ограничу свое исследованиеглавным образом влиянием физических причин на моральную спо-собность духа, связанную с волением, хотя, как я докажу этониже, многие из этих причин действуют также на совесть. Сос-тояние моральной способности проявляется в поступках, влияю-щих на благосостояние общества. Состояние совести незаметнои потому находится за пределами нашего исследования.(401-402) Для того чтобы пояснить наглядными примерами влияниефизических причин на моральную способность, необходимо преж-де всего показать их воздействие на память, на воображение ина способность суждения. В то же время следует указать нааналогию между их воздействием на умственные способности ина моральную способность. 1. Мы замечаем связь между умственными способностями истепенью плотности и твердости мозга в младенческом и детс-ком возрасте. Такая же связь была установлена установленамежду силой и развитием моральной способности у детей. 2. Мы замечаем связь между размером мозга и определен-ными чертами лица. 3. Мы замечаем в некоторых семьях наследственный харак-тер умственных способностей определенной силы. 4. Мы наблюдаем случаи полного отсутствия памяти, вооб-ражения и способности сужден...