Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Я-концепция у старших подростков

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕГлава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста 1.1. Понятие Я-концепции1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э. Эриксона1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков2.1. Пояснительная записка 2.2. Содержание программы2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков2.4. Оценка эффективности реализации программы тренингаВыводыЗаключенияЛитератураПриложения ВВЕДЕНИЕ Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев, 1980, стр.89). В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт, 1994, с.212).Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени. Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции. Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков. Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий). Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста создать определённые психологические условия, то это будет способствовать развитию у подростков позитивной Я-концепции. Задачи исследования:
  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  • изучение особенностей структурных компонентов Я-концепции;
  • создание в тренинге личностного роста условий, способствующих развитию позитивной Я-концепции у старших подростков;
  • - создание программы тренинга личностного роста;
  • апробация программы и оценка эффективности проведённой тренинговой работы.
  • Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы №4 с подростками в возрасте 14 – 15 лет. Экспериментальная группа состояла из шести человек.Работа проводилась в три этапа:1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация первичного психодиагностического обследования, изучение литературы по теме исследования;2 этап (апрель 2002 г.) – реализация развивающей тренинговой программы;3 этап (май 2002 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов.В работе были использованы следующие методики:
  • Тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга».
  • Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».
  • «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан.
  • Метод самоотчёта.
  • Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на её формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о психологических особенностях развития Я-концепции у старших подростков. В работе мы использовали следующие методы:
  • метод анализа литературы по теме исследования;
  • методы психодиагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование, метод самоотчёта);
  • формирующий эксперимент;
  • методы математической обработки данных.
  • Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка ( наименований), приложения. В работе содержится 5 таблиц, 2 рисунка. Общий объём работы составляет печатных листов. Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джейсмсом в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона. В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б.Г....
    Другие файлы:

    Средства массовой коммуникации в воспитании старших подростков
    Психолого-педагогическая характеристика старших подростков. Процесс воспитания старших подростков. Понятие, основные виды и характеристика средств мас...

    Формирование милосердия у подростков
    Историческое развитие понятия милосердие. Методы и средства формирования милосердия у старших подростков. Возрастные особенности старшего подростка. Э...

    Исследование акцентуаций старших подростков
    Акцентуации характера как доминирующие факторы девиантного поведения старших подростков. Особенности психолого-педагогической деятельности педагога с...

    Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната № 2 г. Глазова
    Возможности школы-интерната в коррекции девиантного поведения старших подростков. Опыт организации работы по коррекции девиантного поведения старших п...

    Исследование особенностей психологического климата старших подростков
    Понятие "психологический климат" в психолого-педагогической литературе. Исследование возрастных особенностей его проявлений у старших подростков. Опре...