Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Министерство народного образования Российской Федерации Магнитогорский ордена “Знак почета” государственный педагогический институт Теплых Дмитрий Анатольевич Я - КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ Дипломная работа студента психологического факультета Научный руководитель: старший преподаватель кафедры ОиПП Козловская С.Н. Рецензент: ассистент кафедры ОиПП Бахчеева Э.П. Магнитогорск 1999 С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6 ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33 1.1 Самосознание и его место в психической организации человека ......................................................................................... 7 - 9 1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19 1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24 1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33 ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55 2.1 Личностное самоопределение как психологическая проблема ............................................................................................ 35 - 45 2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности ................................................................................. 45 - 55 ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94 ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98 Список литературы .......................................................................... 99 - 105 Приложения ....................................................................................... 106 ВВЕДЕНИЕВнутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Периодом возникновения сознательного “я” , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.. Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение. Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования : “ Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности “. Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности. Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет. Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте. Основная гипотеза исследования : существует корреляционная связь между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности. Рабочая гипотеза исследования : содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..
Другие файлы:

Личностные особенности
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание – не с...

Психологический портрет современной девушки и юноши
Изучение юности в работах российских и зарубежных авторов. Портрет ранней юности. Философия молодежи. Исследование акцентуаций характера современной м...

Ценностно-смысловое самоопределение студентов при воспитании в полных и неполных семьях
Понятие личностного самоопределения, его особенности в период юности. Виды неполной семьи, ее влияние на развитие личности ребенка. Исследование и сра...

Проблема самоопределения старших школьников в современных условиях
Сущность, типы и уровни самоопределения. Особенности формирования личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Исследование ценно...

Исследование детско-родительских отношений в период ранней юности
Особенности и характеристики периода ранней юности. Особенности и закономерности детско-родительских отношений. Классификация типов родительского отно...