Самосознание подростков с ограниченными возможностями
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИДИПЛОМНАЯ РАБОТАСАМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРНАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРРЕЦЕНЗЕНТКАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТСЛУШАТЕЛЬКАЗАНЬ 20032ОглавлениеВведение31.Самосознание как психологический феномен61.1.Структура и функции самосознания61.2.Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественныхисследователей141.3 .Особенности самосознания подростка20Особенности развития личности подростков с ограниченными возможностями26Описание методов исследования332.Сравнительный анализ самосознания здоровых и подростков с ограниченными возможностями392.1.Исследование особенностей самооценки и уровня притязанийздоровых подростков и подростков-инвалидов39Исследование уровня рефлексии и самосознания здоровых подросткови подростков с ограниченными возможностями43Исследование фрустрационной толерантности здоровых подросткови подростков-инвалидов47Заключение55Список литературы58Приложения61ВведениеОдной из актуальных проблем психологии является изучение самосознания детей и подростков с ограниченными возможностями. Исследование этой проблемы дает обширный материал для понимания личности подростков, что необходимо для последующего интегрирования их в общество.Самосознание - это система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [1;12].В данной работе рассмотрены особенности самосознания подростков с ограниченными возможностями. Если для здорового подростка формирование положительной «Я концепции» играют важную роль, то для подростка с ограниченными возможностями это важно вдвойне. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь порождает чувство неуверенности в себе и чувство неполноценности. Если ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение.Проблемами самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Берна, У. Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной психологии проблеме человеческого «Я» и самосознания личности уделяется большое внимание в работах И. Кона, В. Столина, И. Чесноковой, Г. Акопова и т.д.В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов самосознания и образа «Я» в различных его психологических аспектах.До настоящего времени проблема психологического изучения личности подростков с ограниченными физическими возможностями остается малоразработанной. По самосознанию подростков с ограниченными физическими возможностями литературы не достаточно. Большей частью это лишь отдельные статьи в журналах, освещающие отдельные аспекты проблемы. Это работы О.Л. Романовой, И.К. Левченко, И.И. Мамайчука, И.В. Кривоноса, О.Е. Шаповаловой, Е.С. Шильштейна.Цель данной работы - рассмотреть особенности самосознания подростков с ограниченными физическими возможностями.Объект исследования - подростки с ограниченными физическими возможностями, посещающие центр реабилитации Ново-Савиновского района г.Казани.Предмет исследования изучение особенностей самосознания подростков с ограниченными возможностями.В ходе работы выдвинута основная гипотеза: самосознание подростков с ограниченными физическими возможностями отлично от самосознания их здоровых сверстников. Основная гипотеза разбита на...