Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психосемиотика в трудовой деятельности

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ПСИ Филиал Международного Славянского Института юридический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: «юридическая психология» тема: ПСИХОСЕМИОТИКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНИЛ: Тетко Е.В. гр.7225 БИШКЕК 2000 г. ПСИХОСЕМИОТИКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНаучно-технический прогресс усиливает роль человеческого фактора. Это выражается в интенсификации психической деятельности человека, находящегося в производственной сфере, в многократном увеличении объектов (предметов) деятельности, активизации процессов приема и переработки информации, повышении ответственности за принятое решение и его последствия и т. п., в опосредовании человеческой деятельности специальными техническими устройствами. Перечисленные особенности производственной деятельности делают необходимым широкое использование знаков в процессе этой деятельности. Этот параграф посвящен психологическому анализу закономерностей применения знаковых систем в процессе трудовой деятельности. Вначале сделаем общий анализ психосемиотики в трудовой деятельности, а затем перейдем к анализу использования знаковых систем на примере конкретного вида сложной интеллектуальной практической деятельности.Особенностью психологического анализа деятельности должно быть раскрытие внутренних отношений, возникающих в ходе ее развития и представляющих собой сложную и разветвленную систему «искусственных органов» человека, с помощью которых он производит необходимые преобразования предметов деятельности. В структуре средств деятельности выделяются внешние и внутренние; важнейшим компонентом внешних средств деятельности являются символические средства труда, т. е. знаковая информация, содержащаяся в деятельности человека;к внутренним средствам относятся концептуальные модели, программы, схемы поведения, соответствующие умения и навыки.Сохраняя в памяти и воспроизводя информацию, допрашиваемый, как и любой человек, стремится перейти на собственный язык. Словарный запас человека составляет в целом 15-16 тыс. слов, в то время как словарь русского языка— 100 тыс. Поэтому, переводя запоминание на собственный язык, человек почти в пять раз уменьшает объем воспринятого материала, за счет чего облегчает себе запоминание'.Применительно к практике допроса можно выделить несколько степеней владения словом.К высшему уровню владения словом относится активный словарный запас, т. е. слова, которые следователь, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый может свободно воспроизводить. Они, в свою очередь, разделяются на слова, легко и свободно используемые в беглой устной речи, и на слова, которые характерны главным образом для письменной речи, когда допрашиваемый собственноручно излагает показания в протоколе допроса. Иногда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый могут припоминать слова с помощью следователя (специальная терминология, слова из другого языка, жаргона и др.). И наконец, самый низкий уровень — это слова услышанные, но ранее незнакомые допрашиваемому. Они также могут быть воспроизведены, если будет правильно поставлен вопрос.В словесной характеристике некоторых явлений, предметов есть свои трудности. «Многое из области психологических переживаний вообще с трудом вербализуется, т. е. переводится в речевые формы... часто даже простые и обыденные процессы оказываются совершенно недоступными для речевого оформления (например, попытка выразить в словах процесс завязывания узла и т. п.). Именно в силу этого облечение воспоминаний в словесные формы часто извращает эти воспоминания и толкает на ложное понимание отчета»'.Правильная словесная характеристика той или другой особенности предмета или явления нередко зависит от наличия специальных знаний и соответствующей терминологии. Так, иногда сложно выразить оттенки цвета, точно охарактеризовать форму предметов, силу запаха и т. п.Из всего изложенного следует ряд рекомендаций, существенных для получения правильных показаний: 1) если допрашиваемый употребляет такие общие оценочные прилагательные, как «белый, черный», «большой», следователю необходимо добиться их уточнения; 2) если же допрашиваемый пользуется понятиями, обозначающими расстояние, время, силу запаха, то следует выяснить, что он в них вкладывает.Более сложным является правильное описание допрашиваемым внешности человека, особенно черт его лица. Эксперименты А. А. Бодалева показали, что в подавляющем большинстве мнения людей, когда они характеризуют цвет глаз, волос человека, форму его лица, величину лба, рта и т. д., не совпадают.Оптимизация деятельности человека возможна через совершенствование внешних и внутренних средств деятельности, через четкую организацию процесса информационной подготовки к принятию решения, через рационализацию психологической подготовки и обучения человека работе. Это, в свою очередь, связано с необходимостью совершенствования информационной основы деятельности человека.Под информационной основой деятельности (ИОД) понимается точность, полнота и своевременность отражения человеком предметных и субъективных условий деятельности. ИОД выделяется на уровне информационного анализа деятельности, когда устанавливаются способы получения и организации информации, необходимой для деятельности. При необходимости в ИОД наряду с внешними могут включаться и внутренние условия, детерминированные индивидуальными особенностями человека. Для формирования ИОД большое значение имеет рациональное использование знаковой информации.Закономерности и особенности функционирования знаковой информации в деятельности человека должны изучаться с позиций психологической семиотики.Значение психосемиотического подхода заключается в следующем: во-первых, он является основой для анализа природы и структуры знаковой информации; во-вторых, позволяет раскрыть глубинные взаимосвязи между объективной (система знаковой информации) и субъективной (переработка знаковой информации) системами; в-третьих, дает конструктивный метод для разработки требований к организации ИОД и процессу обучения человека соответствующей деятельности, в которой используется знаковая информация. В результате теоретического и экспериментального исследования нами выделены основные принципы психосемиотического подхода к анализу деятельности:
Другие файлы:

Развитие трудовой деятельности дошкольника
Отличие трудовой деятельности взрослых и детей. Характеристика компонентов трудовой деятельности, ее особенности, виды и средства у дошкольников. Соци...

Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности
Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой деятельности. Эмоциональное выгорание: виды, причины, последствия. Специфик...

Мотивация трудовой деятельности в организации как фактор эффективности использования персонала на примере Крутоярского СПО
Сущность, значение и основные методы мотивации трудовой деятельности в организации. Пути совершенствования мотивации трудовой деятельности в организац...

Совершенствование мотивации трудовой деятельности на фирме
Сущность, понятие и значение мотивации трудовой деятельности. Анализ структуры персонала и мотивации трудовой деятельности на предприятии ЗАО "Шоколад...

Психологические концепции трудовой мотивации
Теоретические аспекты управления мотивацией трудовой деятельности в психологических исследованиях. Психологический анализ трудовой деятельности. Основ...