Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Министерство образования РФТюменский государственный университетВысшая педагогическая школаКафедра возрастной и педагогической психологииДопустить к защите в ГАК Зав.каф. возрастной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, Профессор, _______________ Атаханов Р.А.«____» ___________ 2002 год.Ковалёв Роман АлексеевичПсихолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста (Выпускная квалификационная работа)Научный руководитель к.п.н., доцент_____________ Голиков Н.А.Автор работы_____________ Ковалёв Р.А.РецензентДиректор Социально-педагогического колледжа № 2, к.п.н._____________ Плотников А.Д.ОглавлениеВведение………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретические основы влияния семейной атмосферы на формирование у детей позитивных представлений о семье……….….61.1 Возникновение и развитие семейно-брачных отношений.………...61.2 Формирование у дошкольников представлений о семье………….12Глава II. Изучение характера взаимоотношений в семье и их влияния на готовность к семейной жизни……………………..282.1 Изучение характера взаимоотношений в семье…………………...282.2 Выявление позитивных качеств личности ребёнка, направленной на успешное выполнение социальной роли семьянина …………………..37 Заключение……………………………………………………………43 Литература……………………………………………………………...46 Приложения…………………………………………………………….51ВведениеСемья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.Актуальность темы. В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как правило, свой родной дом как источник социального, эмоционального, познавательного опыта. В ряде исследований (С.И. Голод, Т.М. Баринова, М.С. Мацковский, Э.К. Васильева) предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.Практическая значимость работы заключается в создании набора методик для определения характера взаимоотношений в семье и развития качеств личности дошкольника как успешного будущего семьянина. Объект исследования - процесс формирования будущего семьянина Предмет исследования – стиль воспитания детей в семье, уровень взаимоотношении супруговГипотеза - формирование у детей дошкольного возраста качеств личности направленных на выполнение социальной роли будущего семьянина зависит от гармоничных супружеских и родительско–детских отношении в семье. Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, характер системы отношений “родители – ребенок” что, в свою очередь, определяет будущее ребёнка как семьянина.Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования – выявить влияние семейной атмосферы на формирование у детей полноценных представлений о семье, семейной экономике, на соответствующую гендеру половою идентификацию ребенка. Задачи исследования: 1.Уточнить влияние семейной атмосферы на формирование у детей полноценных, положительно окрашенных представлений о семье, выявить педагогические и социальные условия эффективного выполнения современной семьёй функции в подготовке детей к реализации социальных функций семьи.2. Изучить особенности взаимоотношений в семье в экспериментальной группе3. Изучить степень сформированности интересующих нас личностных качеств детей.Методы исследования:В работе использовались следующие методы: критический анализ научной литературы по исследуемой теме, анализ документации, эмпирические исследования, включающие анкетные опросы, тестирование и интервьюирование..
Другие файлы:

Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Психолого-педагогический аспект влияния игры на формирование гуманных отношений у детей дошкольного отношения. Экспериментальная работа по формировани...

Природоведческая работа в ДОУ
Психолого-педагогический аспект природоведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Игра как основная форма организации детей при ознакомл...

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Основные понятия и характеристика проблемы развития речи дошкольников. Психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного рече...

Психолого-педагогическая компетентность будущего воспитателя по вопросам гендерной социализации детей дошкольного возраста
Рассмотрение теоретических аспектов психолого-педагогической компетентности воспитателя, форм и содержания профессиональной подготовки. Изучение вопро...

Формирование знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения
Психолого–педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста. Педагогические условия организации и методичес...