Процесс диагностики
Содержание.Методологические основы получения психодиагностических данных.....................................................................3Получение психологической информации в работе психодиагноста................................................................................6Методологические основы получения психодиагностических данных.Психодиагностика - это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Для того, чтобы более четко представить себе специфику психодиагностики как сферы практической деятельности психолога, охарактеризуем коротко особенности психодиагностики как теоретической дисциплины или общей психодиагностики.Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой стороны - конкретное воплощение теоретических построении - способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы: 1) Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности; 2) Каким способом зафиксировать их наличие у разных людей. По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всех людей. Те же защитные механизмы сумеют зафиксировать, например, у психически больных людей и не сумеют этого сделать по отношения к здоровым людям. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, теоретическая дисциплина - психодиагностика развивается и существует постольку, поскольку развивается общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В то же время развитие предмета психологической науки предполагает дифференциацию ее предмета - появление все новых и новых отраслей психологии.Развитие этих отраслей - медицинской психологии, возрастной, консультативной, юридической, инженерной, военной, спорта и др. - уточнение их предметов и методов существенно влияет на содержание психодиагностики. Благодаря развитию отраслей психологии психодиагностика получает возможность использовать все большее число конкретных показателей психической реальности и выделить все более существенные связи в закономерности между ними. Эти проблемы решает дифференциальная психометрика - наука, обосновывающая измерительные диагностические мет