Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Жан Пиаже

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Реферат по дисциплине: Психология личностина тему: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ(ЭРИК ЭРИКСОН; ЖАН ПИАЖЕ)Херсон 1999ПЛАНВведение…………………………………………………………………………..3
  • Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности……………...4
  • Психическое развитие ребенка по Пиаже Ж.…………………………...7
  • Заключение………………………………………………………………………..9Список использованной литературы…………………………………………..10Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном Э. Или теорию Пиаже Ж., открывшего ряд особенностей детских представлений о мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а так же создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.ЭРИК ЭРИКСОН.КОНЦЕПЦИЯ СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИЦентральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
  • Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
  • Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
  • В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности" (2, с. 219).Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации" (2, с. 219).Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону (2, с. 220)Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эр...
    Другие файлы:

    Школа Жана Пиаже
    Жан Пиаже как основатель Женевской школы генетической психологии, создатель когнитивной теории развития, рассмотрение ранних работ. Знакомство с основ...

    Подходы к проблеме умственного развития в теории Ж. Пиаже
    Изучение представлений детей о мире в трудах Ж. Пиаже. Исследование развития интеллекта как результата интериоризации внешних действий. Анализ адаптац...

    Особенности когнитивного развития дошкольника в теории Ж. Пиаже
    Теория развития и анализ биологических предпосылок, из которых эта теория исходит и эпистемологических следствий, к которым она ведет. Понятия ассимил...

    Особенности детской логики (на материале исследований Пиаже)
    Основные черты детской логики, ее отличие от мировоззрения взрослых людей. Необычность детского мышления и рассуждения. Сущность теории дооперациональ...

    Теория детского мышления Пиаже
    Развитие интеллекта как основа психического развития согласно Ж. Пиаже. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии, их содержание. Теория детского...