Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
Министерство Образования Российской ФедерацииСибирский Институт Бизнеса Управления и ПсихологииРЕФЕРАТпо дисциплине: Психология«Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности»Выполнил:Студент гр. 162Плюхаев И.В.Проверила:Новикова Е.А.Красноярск 2002Альберт БандураБиблиографический очеркОсновные принципы социально-когнитивной теорииЗа пределами внутренних силБихевиоризм изнутриВне подкрепленияСаморегуляция и познание в поведенииНаучение через моделированиеОсновные процессы научения через наблюдениеПроцессы внимания: понимание модели Процессы сохранения: запоминание моделиМоторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведениеМотивационные процессы: от наблюдения к действиюПодкрепление в научении через наблюдениеКосвенное подкреплениеСамоподкрепление Как появляется саморегулированиеПочему мы наказываем себяСамоэффективность: путь к совершенному поведениюСпособность выстроить поведение Косвенный опытВербальное убеждение Эмоциональный подъем Основные положения Бандуры относительно природы человекаСвобода—детерминизмРациональность—иррациональностьХолизм—элементализмКонституционализм—инвайронментализмИзменяемость—неизменность Субъективность—объективностьПроактивность—реактивностьГомеостаз—гетеростазПознаваемость—непознаваемостьЭмпирическая валидизация социально-когнитивной теорииНасилие по телевидению: модели агрессии в каждой гостинойСамоэффективность: как научиться преодолевать свои страхиВ применение: "Власть человеку" - саморегулируемое изменениеСамоконтроль поведенияЗаключительные комментарииРезюмеГлоссарийЛитератураВведение Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, предоставляют мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние десятилетия, однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который ограничивает объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой внешние события служат единственной причиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами [Bandura, 1989a,p. 14-15].Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности — положения о том, что человек может научиться контролировать события влияющие на его жизнь. Большая часть этой главы посвящена социально-коллективному направлению, разрабатываемому Бандурой.Библиографический очеркАльберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе...