Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Эффективность государственного регулирования вопросов недропользования на примере Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Организационная и экономическая характеристика работы Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО – Югры. Оценка внедрения и финансирования территориальных программ по геологоразведочным работам, методы его дальнейшего совершенствования.
Краткое сожержание материала:

79

Выпускная квалификационная работа

на тему: «Эффективность государственного регулирования вопросов недропользования на примере Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование недропользования в России

1.1 Ресурсный потенциал и государственное регулирование недропользования

1.2 Правовые основы регулирования недропользования

1.3 Проблемы рационального использования природных ресурсов

2. Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам, как регулирующий орган недропользования в ХМАО-Югре

2.1 Организационно-экономическая характеристика Департамента

2.1.1 Организационное функционирование Департамента

2.1.2 Экономическая характеристика Департамента

2.2 Осуществление государственной политики Департаментом в ХМАО-Югре

2.2.1 Программа геологического изучения недр на территории ХМАО-Югры

2.2.2 Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами на территории ХМАО-Югры

2.2.3 Лицензирование пользования участками недр на территории ХМАО - Югры

3. Эффективность деятельности Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО-Югры

3.1 Эффективность управления Департаментом

3.1.1 Использование трудовых ресурсов Департамента

3.1.2 Мотивация работников Департамента

3.2 Финансирование программ геологического изучения недр и лицензирование на территории ХМАО-Югры

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное, эффективное использование недр и их охрану, и тесную взаимосвязь с другими объектами природы.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В задачи государственного регулирования входят:

- определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

- обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

- введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

- установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы планирования и организации разведочных работ, устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования и квотирования полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных ископаемых и т.д.

Следовательно, от эффективности работы исполнительных органов власти в области регулирования недропользования зависит состояние окружающей нас природной среды, ее использование и сохранение среды обитания для будущих поколений. Регулирование вопросов недропользования трудоемкий и ответственный процесс деятельности, его эффективность зависит не только от правильного распределения природных ресурсов и распределение финансовых потоков на их изучение, поиск и разработку, но и от организации труда, квалифицированного персонала и обеспечения сотрудникам приемлемых условий труда в органах регулирования недропользования.

В настоящее время недропользование в России находится на высоком уровне и нуждается в правильном управление и регулирование, поэтому целью данной дипломной работы является экономическая оценка деятельности Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО - Югры как органу государственного регулирования вопросов недропользования, а также значимость его деятельности для округа.

Для выполнения поставленной цели в дипломной работе, решены следующие основные задачи:

- рассмотрены основные теоретические аспекты государственного регулирования недропользования в России;

- организационная и экономическая характеристика работы Департамента, а так же проведение им государственной политики в области недропользования;

- экономически оценена эффективность деятельности Департамента;

- оценка внедрения и финансирования территориальных программ по геологоразведочным работам;

- сделаны выводы по деятельности Департамента и разработаны предложения по его более эффективной работе.

Объектом дипломной работы является Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО - Югры. Предметом исследования - оценка эффективности деятельности Департамента.

При написании дипломной работы мною были использованы следующие материалы: «Положение о Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа»; штатное расписание Департамента, информация о фактической численности и движении кадров работников Департамента; расчеты по статье «Оплата труда» согласно штатного расписания; сметы затрат; годовые отчеты; балансы исполнения сметы расходов; отчеты о движении основных средств, положения и постановления о территориальных программах и государственном контроле и другие. Также, использовались нормативные акты Российской Федерации и законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Расчеты эффективности деятельности Департамента проводились мною на основе фактических данных при помощи методов экономического анализа, и показатели рассчитывались за 2005,2006 и 2007 годы.

1. Государственное регулирование недропользования в России

1.1 Ресурсный потенциал и государственное регулирование недропользования

Ресурсный потенциал недр России оценивался неоднократно как с пессимистических, так и с оптимистических позиций. Благодаря достаточно большому вниманию руководства Советского Союза к геолого-разведочной отрасли страна располагала надежной геологической основой для прогнозной оценки ресурсного потенциала и развивала минерально-сырьевую базу (МСБ) темпами, которые значительно опережали темпы роста промышленного производства и мировые темпы роста сырьевой базы. Именно такая политика позволила сформировать сырьевые резервы и заделы, за счет которых фактически и поддерживается экономика в последние 15 лет. Теперь даже самые непримиримые критики сырьевой политики СССР и России уже понимают и признают, что в числе главных конкурентных преимуществ нашей страны на первом месте стоит природно-ресурсный потенциал.

Отклонения реальных данных по запасам и прогнозным ресурсам от приведенной интервальной оценки, скорее всего, будут свидетельствовать о недостаточной геологической изученности конкретного вида сырья либо в России, либо в мире. В частности, разведанные запасы России по состоянию на 2007 г. составляли, % мировых: по газу - 27, по нефти - около 12, по углю - 18, по урану - 5, по железным рудам - 20, по фосфатному сырью - 10, по калийному сырью -20 и т.д. [18].

Предложенный простой и понятный способ общей оценки минерально-сырьевого потенциала позволяет утверждать, что с общепризнанных геологических позиций Россия относится к государствам с достаточно высокой обеспеченностью ресурсами недр как в общемировом ресурсном балансе, так и в расчете на одного жителя. Первый показатель составляет в среднем 17% мирового потенциала, а второй - кратно превышает среднемировой уровень. Эти два показателя определяют высокую потенциальную конкурентоспособность России на мировых сырьевых рынках и огромный инвестиционный потенциал недр ее территории и шельфа.

Целесообразно посмотреть, как же Россия использует свои преимущества, что относится уже к сфере государственного регулирования и во многом определяется качеством национального законодательства, а также системы его администрирования.

В реальной жизни политиков и представителей бизнеса интересует не потенциал, а состояние уже выявленных и разведанных ресурсов, выраженное в конкретных количественных и качественных показателях. Принципы изучения, создания, поддержания и развития МСБ являются важнейшей частью минерально-сырьевой политики любого государства, тем более государства, которое в силу исторических и природных факторов изначально обладает высоким потенциалом конкурентоспособности.

С принятием в 1992 г. Закона РФ «О недрах» и «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», затем Федеральных законов «О шельфе», «О соглашениях о разделе продукции» (ФЗ «О СРП»), «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а в исполнение их и других нормативно-правовых актов, а также Федеральной программы развития МСБ на период 1994-2000 гг. в России стала формироваться система государственного регулирования использования и...

Другие файлы:

Современная практика мотивации труда в Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые т...

Формирование устойчивой бюджетной системы региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)
Организация и принципы построения бюджетной системы субфедерального уровня в России. Организация и функционирование бюджетной системы на примере Ханты...

Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Географическое расположение Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на Северо-Сосьвинской возвышенности. Климатические условия К...

Ядовитые растения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как фактор риска безопасности жизнедеятельности
Ядовитые растения Ханты-Мансийского автономного округа. Практическое применение материалов исследования в школьном курсе ОБЖ: анализ учебников и школь...

Народы и традиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского округа. Образование этнических групп хантов...