Эффективность государственного регулирования вопросов недропользования на примере Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Краткое сожержание материала:
79
Выпускная квалификационная работа
на тему: «Эффективность государственного регулирования вопросов недропользования на примере Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
Содержание
Введение
1. Государственное регулирование недропользования в России
1.1 Ресурсный потенциал и государственное регулирование недропользования
1.2 Правовые основы регулирования недропользования
1.3 Проблемы рационального использования природных ресурсов
2. Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам, как регулирующий орган недропользования в ХМАО-Югре
2.1 Организационно-экономическая характеристика Департамента
2.1.1 Организационное функционирование Департамента
2.1.2 Экономическая характеристика Департамента
2.2 Осуществление государственной политики Департаментом в ХМАО-Югре
2.2.1 Программа геологического изучения недр на территории ХМАО-Югры
2.2.2 Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами на территории ХМАО-Югры
2.2.3 Лицензирование пользования участками недр на территории ХМАО - Югры
3. Эффективность деятельности Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО-Югры
3.1 Эффективность управления Департаментом
3.1.1 Использование трудовых ресурсов Департамента
3.1.2 Мотивация работников Департамента
3.2 Финансирование программ геологического изучения недр и лицензирование на территории ХМАО-Югры
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Введение
Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное, эффективное использование недр и их охрану, и тесную взаимосвязь с другими объектами природы.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В задачи государственного регулирования входят:
- определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
- обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
- введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
- установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы планирования и организации разведочных работ, устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования и квотирования полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных ископаемых и т.д.
Следовательно, от эффективности работы исполнительных органов власти в области регулирования недропользования зависит состояние окружающей нас природной среды, ее использование и сохранение среды обитания для будущих поколений. Регулирование вопросов недропользования трудоемкий и ответственный процесс деятельности, его эффективность зависит не только от правильного распределения природных ресурсов и распределение финансовых потоков на их изучение, поиск и разработку, но и от организации труда, квалифицированного персонала и обеспечения сотрудникам приемлемых условий труда в органах регулирования недропользования.
В настоящее время недропользование в России находится на высоком уровне и нуждается в правильном управление и регулирование, поэтому целью данной дипломной работы является экономическая оценка деятельности Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО - Югры как органу государственного регулирования вопросов недропользования, а также значимость его деятельности для округа.
Для выполнения поставленной цели в дипломной работе, решены следующие основные задачи:
- рассмотрены основные теоретические аспекты государственного регулирования недропользования в России;
- организационная и экономическая характеристика работы Департамента, а так же проведение им государственной политики в области недропользования;
- экономически оценена эффективность деятельности Департамента;
- оценка внедрения и финансирования территориальных программ по геологоразведочным работам;
- сделаны выводы по деятельности Департамента и разработаны предложения по его более эффективной работе.
Объектом дипломной работы является Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО - Югры. Предметом исследования - оценка эффективности деятельности Департамента.
При написании дипломной работы мною были использованы следующие материалы: «Положение о Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа»; штатное расписание Департамента, информация о фактической численности и движении кадров работников Департамента; расчеты по статье «Оплата труда» согласно штатного расписания; сметы затрат; годовые отчеты; балансы исполнения сметы расходов; отчеты о движении основных средств, положения и постановления о территориальных программах и государственном контроле и другие. Также, использовались нормативные акты Российской Федерации и законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Расчеты эффективности деятельности Департамента проводились мною на основе фактических данных при помощи методов экономического анализа, и показатели рассчитывались за 2005,2006 и 2007 годы.
1. Государственное регулирование недропользования в России
1.1 Ресурсный потенциал и государственное регулирование недропользования
Ресурсный потенциал недр России оценивался неоднократно как с пессимистических, так и с оптимистических позиций. Благодаря достаточно большому вниманию руководства Советского Союза к геолого-разведочной отрасли страна располагала надежной геологической основой для прогнозной оценки ресурсного потенциала и развивала минерально-сырьевую базу (МСБ) темпами, которые значительно опережали темпы роста промышленного производства и мировые темпы роста сырьевой базы. Именно такая политика позволила сформировать сырьевые резервы и заделы, за счет которых фактически и поддерживается экономика в последние 15 лет. Теперь даже самые непримиримые критики сырьевой политики СССР и России уже понимают и признают, что в числе главных конкурентных преимуществ нашей страны на первом месте стоит природно-ресурсный потенциал.
Отклонения реальных данных по запасам и прогнозным ресурсам от приведенной интервальной оценки, скорее всего, будут свидетельствовать о недостаточной геологической изученности конкретного вида сырья либо в России, либо в мире. В частности, разведанные запасы России по состоянию на 2007 г. составляли, % мировых: по газу - 27, по нефти - около 12, по углю - 18, по урану - 5, по железным рудам - 20, по фосфатному сырью - 10, по калийному сырью -20 и т.д. [18].
Предложенный простой и понятный способ общей оценки минерально-сырьевого потенциала позволяет утверждать, что с общепризнанных геологических позиций Россия относится к государствам с достаточно высокой обеспеченностью ресурсами недр как в общемировом ресурсном балансе, так и в расчете на одного жителя. Первый показатель составляет в среднем 17% мирового потенциала, а второй - кратно превышает среднемировой уровень. Эти два показателя определяют высокую потенциальную конкурентоспособность России на мировых сырьевых рынках и огромный инвестиционный потенциал недр ее территории и шельфа.
Целесообразно посмотреть, как же Россия использует свои преимущества, что относится уже к сфере государственного регулирования и во многом определяется качеством национального законодательства, а также системы его администрирования.
В реальной жизни политиков и представителей бизнеса интересует не потенциал, а состояние уже выявленных и разведанных ресурсов, выраженное в конкретных количественных и качественных показателях. Принципы изучения, создания, поддержания и развития МСБ являются важнейшей частью минерально-сырьевой политики любого государства, тем более государства, которое в силу исторических и природных факторов изначально обладает высоким потенциалом конкурентоспособности.
С принятием в 1992 г. Закона РФ «О недрах» и «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», затем Федеральных законов «О шельфе», «О соглашениях о разделе продукции» (ФЗ «О СРП»), «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а в исполнение их и других нормативно-правовых актов, а также Федеральной программы развития МСБ на период 1994-2000 гг. в России стала формироваться система государственного регулирования использования и...
Современная практика мотивации труда в Департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые т...
Формирование устойчивой бюджетной системы региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)
Организация и принципы построения бюджетной системы субфедерального уровня в России. Организация и функционирование бюджетной системы на примере Ханты...
Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Географическое расположение Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на Северо-Сосьвинской возвышенности. Климатические условия К...
Ядовитые растения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как фактор риска безопасности жизнедеятельности
Ядовитые растения Ханты-Мансийского автономного округа. Практическое применение материалов исследования в школьном курсе ОБЖ: анализ учебников и школь...
Народы и традиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского округа. Образование этнических групп хантов...