Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Экономические функции государства

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Государство в рыночной экономике как субъект рыночных отношений. Рыночная модель в экономике и необходимость участия государства в ней. Сущность экономических функций государства и история их развития. Анализ экономических функций государства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Государство в рыночной экономике

1.1 Государство как субъект рыночных отношений

1.2 Рыночная модель в экономике и необходимость участия государства в ней

1.3 Пределы государственного вмешательства в экономику

Глава 2. Анализ экономических функций государства

2.1 Сущность экономических функций государства и история их развития

2.2 Анализ экономических функций государства

Заключение

Список литературы

Введение

Переход от административно-командной системы к рыночной, стабилизация и развитие экономики, успех осуществляемых реформ во многом зависят от активной регулирующей роли государства. Мировой опыт свидетельствует о том, что экономическая роль государства расширяется и укрепляется во всех развитых странах мира. В мире нет ни одной страны с высокоразвитой экономикой при отстранении государства от регулирования ключевых социально-экономических процессов. Методы государственного регулирования могут изменяться, но за государством всегда сохраняются такие функции, как защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности, борьба с монополистическими тенденциями и др.

Выбранная в работе тема является актуальной для изучения, так как в последние годы усиливается роль государства в регулировании рыночного механизма, тем самым привлекая внимание ученых экономистов и практиков - управленцев.

Целью работы является рассмотрение экономических функций государства.

Для достижения поставленной цели потребовалось решении следующих задач:

Ї рассмотрение государства как субъекта рыночных отношений;

Ї изучение рыночной модели в экономике и необходимости участия государства в ней;

Ї анализ пределов государственного вмешательства в экономику;

Ї характеристика сущности экономических функций государства и история их развития;

Ї анализ экономических функций государства.

Раскрытие поставленных задач и применение данных методов исследования определило структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованных источников и приложений.

При написании в работе использованы научные работы и статьи по исследуемой тематике, официальная и независимая точки зрения на значение экономических функций государства, с целью широкого изучения материала применялись источники СМИ и материалы, размещенные в глобальной сети Интернет.

Глава 1. Государство в рыночной экономике

1.1 Государство как субъект рыночных отношений

Государство -- продукт экономического и социального развития общества, возникшее как потребность нации в выполнении определенных функций.

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономическом развитии. Государство наделено экономической и политической властью.

По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

Ї во-первых, это суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов;

Ї во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур;

Ї в-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о «нерыночном» происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий, т.е. как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства;

Ї в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике -- основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему

Государство в роли института формирует правовые границы функционирования экономики и гарантирует их исполнение. Однако реально удается формализовать только те, которые уже на данный момент определили неформальное поведение. Вместе с тем государство поддерживает существующие экономические отношения и рынок как основную форму связи между хозяйствующими субъектами, а также главное условие функционирования рынка - конкуренцию. В этой функции государство обеспечивает свободный доступ на рынок и правовое ограничение разрушительных воздействий монополизма.

Если рассматривать государство как организацию, то оно может быть представлено в качестве органа коллективных действий, действующего в институциональной среде и предпринимающего усилия реализовать коллективный интерес в рамках существующих правил.

Как представитель всех граждан страны государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает интересы всех членов общества и социальных групп. Это проявляется в поддержании правопорядка и регламентации взаимоотношений с другими государствами от имени и в интересах самих граждан, то есть роль государства как организации заключается в реализации общенациональных интересов.

Поддерживая рыночную форму связи, государство регулирует внешние эффекты с целью как поддержания рыночных стимулов (как способа реализации индивидуальных интересов через коллективное действие), так и обеспечения национальных интересов.

1.2 Рыночная модель экономики и необходимость участия государства в ней

государство экономика рыночный

Рыночная экономика, ровно как и любая другая социально-экономическая модель наряду с определенными преимуществами, имеет ряд недостатков, стремление избавиться от которых приводит к поиску путей и методов по усовершенствованию. В связи с чем, практическое применение рыночной модели базируется не только на действии рыночного механизма, но и на применении дополнительных средств и приемов, способных более эффективно регулировать экономические связи.

В целом рыночная модель экономики представляет собой экономическую модель, основанную на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Ее основными чертами выступают:

Ї конкуренция;

Ї многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);

Ї полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя -- товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

Ї свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;

Ї ориентированный на покупателя рынок.

С позиции истории бизнеса рыночная экономика -- экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в институциональной среде и господстве соответствующих институтов.

По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения.

Наиболее существенные дефекты рыночной модели условно можно объединить в две группы. К первой относятся все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, ряд важных для общества отраслей деятельности полностью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма в частности. Это, например, национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана и репродукция окружающей среды.

Ко второй группе относятся дефекты рынка, связанные с тем, что последний не только не в состоянии обеспечить социальную справедливость, а напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым - расслоению общества на бедных и богатых.

Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требующих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еще ряд обстоятельств, объективно определяющих необходимость стороннего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный орган, способный существенно...

Другие файлы:

Экономические функции государства в переходной и рыночной экономике
Объективная необходимость участия государства в экономической жизни общества. Государство и его основные экономические функции в плановом и рыночном х...

Функции государства в современной экономике
Сущность и характеристика функций государства. Основные виды функций государства. Экономические функции государства. Средства государственного регулир...

Экономическая роль и функции государства в рыночной экономике
Роль государства в экономическом развитии страны. Пирамида целей, инструменты и основные теории государственного регулирования национальной экономики,...

Понятие государства и общие принципы его организации
Понятие государства. Признаки и функции государства. Основные внутренние функции государства. Основные внешние функции государства. Принцип разделения...

Производительные силы
Производственные отношения как форма развития производительных сил. Экономические категории; реализация отношений собственности на средства производст...