Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Экономическая теория информации

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие информации и процесса ее получения и использования. Ее особые свойства. Модель рутинного сбора информации на конкретном рынке Джорджа Стиглера. Значение и критика его теории. Место современной информационной индустрии в экономической сфере.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Генезис экономической теории информации

2. Суть, значение и критика теории информации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность данного реферата обусловлена тем, что информация - это ценные сведения, знания. Обладание ими дает гораздо более глубокое представление об окружающем мире. Что касается более практических аспектов, то можно сказать, что информация как ничто иное влияет на процессы принятия решений в управленческой деятельности, в потребительском выборе и т. п.

Информация дает возможность и помогает человеку (потребителю) из множества вариантов решения задачи или проблемы выбрать оптимальный, рационально оценив, при этом, последствия других (отклоненных) вариантов. Наиболее существенным свойством информации является то что она не физический объект. Таким образом ее сбор, хранение, обработка, передача, осуществляются при незначительных затратах энергии.

Проблеме информационного обмена ученые разных научных направлений уделено много внимания, выраженного в научных статьях, монографиях и т. д. Еще в середине прошлого столетия в работах американских экономистов было дано убедительнейшее обоснование того, что информация выступает в качестве ключевого экономического ресурса и ценность её растет ускоряющимися темпами из года в год.

В данном реферате речь будет идти именно о экономической теории информации, которая связана с трактовкой информации как самостоятельного блага, полезность которого состоит в минимизации неопределенности.

Таким образом, само собой разумеется, что в большинстве случаев реальной экономической жизни данное благо (впрочем, как и любое другое экономическое благо) является платным и ограниченным.

В настоящее время в экономических исследованиях все большее внимание обращается на тот факт, что основными факторами развития современного общества и экономики в частности, стали человеческий капитал и информационный ресурс. Информационный ресурс и входящие в него знания входят в состав накопленного и действующего человеческого капитала, являются его базой и фундаментом. В то же время информационный ресурс является и самостоятельным фактором развития, подлежащим анализу и изучению. Отсюда назрела необходимость всесторонних исследований роли и значения в обществе информации, в том числе ее влияние на экономическую сферу жизни общества.

Понятия «информационное общество» и «информационная экономика» первыми ввели в обиход специалисты по информатике. И эти понятия стали синонимами понятий «инновационная экономика», «новая экономика», «открытое общество», «открытая экономика», «общество знаний», «экономика знаний» и т.д. В современных исследованиях существуют различные точки зрения о понятии информационной экономики. В наиболее общем варианте информационная экономика раскрывается как направление в экономике, изучающее влияние информации на экономические решения.

информация стиглер экономический рынок

1. Генезис экономической теории информации

Дать однозначное определение понятия “информация” представляется достаточно сложным, поскольку в зависимости от конкретной практической сферы использования данное понятие приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфичные.

Тем не менее, понятие информации многовариантно и многогранно, что нашло свое отражение в различных областях исследований. Существует множество концепций понимания и изучения информации, отражающих какую-то ее конкретную сторону.

Информация - это составляющая накопленного и существующего человеческого капитала. В состав информации входят накопленные человечеством научные знания, методы и технологии их освоения и использования, достижения техники, производств, культуры, медицины, политики, спорта. В нее входят и передаваемый из поколения в поколения опыт и навыки (менталитет, традиции) и т.д. Причем, информация становится производительным фактором в том случае, когда заложенные в ней знания и сведения используются на практике. Отсюда следует, что информационный ресурс - это ресурс развития деятельного и образованного общества, базирующегося на использовании современных знаний, опыта и технологий.

Применительно к экономической сфере жизни общества информация исследуется в соотношении с информационной реальностью.

Информационная реальность - реальность, характеризующаяся информацией и информационной энтропией, всей совокупностью феноменов последней, а также законом, названным негэнтропийным принципом информации, представляет собой реальность в рамках единства мира в информационном плане.

Информация выступает как функция оформления совершенства, а под «информационной экономикой» следует понимать экономику, реализующуюся в рамках информационной реальности. Информационная реальность основана на принципе единства мира, который предполагает всеобщую связь явлений, диалектическое разрешение возникающих противоречий, следовательно, явления и процессы, реализующиеся в информационной экономике, находят свое завершение в оформлениях совершенства (упорядоченность, системность, организованность и т.д.).

Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде.

Под системой информационной экономики понимается система хозяйственной деятельности, в которой реализована функция взаимно-однозначного, непрерывного предпринимательского взаимодействия, обратное к которому тоже непрерывно. Взаимнооднозначность, непрерывность и наличие обратных функций обеспечивает правовую идентификацию элементов, процессов и их арбитраж.

Система строится на базе телекоммуникационных сетей, включая Интернет, на платформе "облачных вычислений", что обеспечивает массовый формат электронного экономического взаимодействия на глобальном уровне. Система информационной экономики характеризуется наличием динамически меняющихся связей, структурированных по видам экономической деятельности и обусловленных включением в систему то одних, то других элементов. При этом соблюдается условие сохранения преемственности между элементами и типами связей для обеспечения целостности правового поля.

Одним из отцов-основателей экономической теории информации можно без сомнений считать ученого Чикагской школы нобелевского лауреата Джорджа Стиглера, статья («Экономическая теория информации») которого вышла в 1961 году [4].

Стиглер в своей работе решил продемонстрировать то, что на рынке даже однородных, аналогичных товаров существует разброс цен. Именно поэтому выгодным и целесообразным может являться поиск продавца с минимальной для покупателя ценой.

Суть данной теории состоит в том, что для любого потребителя ожидаемая экономия от дополнительной единицы поиска будет приблизительно равняться количеству товара, которое он хочет закупить, которое умножено на ожидаемое снижение цены в результате удачного поиска.

Оптимальная продолжительность поиска можно определить из равенства предельной экономии предельным альтернативным расходам на поиск, которые, наоборот, обладают тенденцией к росту.

В наше дни мы все более осознаем целесообразность от поиска товара, поскольку затраты на данный поиск сводятся к минимуму благодаря появлению интернета.

Другими словами, появляется масса возможностей выяснить цены у различных компаний-продавцов товаров и услуг, при этом иногда даже вовсе не является обязательным пересмотр всех ссылок на магазины, которые продают товар.

Это объясняется тем, что преимущественно, особенно, если идет речь, скажем, о бытовой технике - первая ссылка в поисковой выдаче ведет к удобному обзору сайтов-продавцов, и на установленные ими цены. Даже если продавцы не выставили свои цены на сайте в интернете, поисковая система сайта даст возможность нам отыскать контакты продавцов, а это значит что стоимость товара можно легко уточнить.

Таким образом, время, являясь экономическим ресурсом, в любом случае расходуется на поиски, однако его затраты минимизируются, а потому экономия для покупателя является существенной.

Однако в 60-е годы XX в. данная возможность у покупателей отсутствовала и, следовательно, на поиски необходимо было расходовать не только лишь время, но также и деньги (к примеру на бензин, для того чтобы объехать различных продавцов).

Продолжительность или «величина» поиска зависит, в первую очередь, от разброса (дисперсии) цен. Помимо того, цена детерминируется расходами на данный товар в потребительском бюджете, особенностями рынка (в том числе и географическими), долей на рынке новых и прежних продавцов, и покупателей.

2. Суть, значение и критика теории информации

Джордж Стиглер считал, что потребительские затраты на поиск примерно пропорциональны числу опрашиваемых продавцов, поскольку расходуется в данном случае преимущественно время. Такие затраты, разумеется, вовсе не обязательно будут одинаковыми для всех групп потребителей: если не говорить о вкусах, то при всех прочих условиях, время считается более ценным ресурсом для людей с доходом выше среднего. Если расходы на поиск уравниваются ожидаемым предельным эффектом, то, выходит что можно найти оптимальный объем поиска.

Само собой разумеется, продавцы тоже могут заняться поиском, и в случае уникальных товаров и...

Другие файлы:

Экономическая теория
Курсовая работаНа тему : «экономическая теория»Экономическая теория не есть набор ужеготовых рекомендаций, применимыхнепосредственно в хозяйственной п...

Экономическая теория и практика
Рыночные и нерыночные агенты. Собственность и хозяйствования, теория "пучка" прав собственности. Приватизация в Российской Федерации, конкуренция и её...

Экономическая теория: Учебник
В учебнике «Экономическая теория», созданном преподавателями МГУ им. М. В. Ломоносова, показаны основные закономерности нынешней смешанной рыночной эк...

Система маркетинговой информации на рынке образовательных услуг
Экономическая роль образования в развитии общества, образовательный потенциал в процессе воспроизводства человеческого капитала. Маркетинг как часть к...

Микроэкономика (сер. Завтра экзамен).
8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. — 208 с. В восьмом издании книги известных отечественных авторов вы найдете основные вопросы курса «Микроэк...