Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Цены и ценовая политика предприятия

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие, функции и виды цен. Ценовая политика предприятия и ее цели. Анализ основных ценообразующих факторов. Оценка издержек производства. Расчет материальных затрат на одно изделие, эффективности мероприятий по снижению себестоимости продукции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

  • 1. Теоретические аспекты цены
    • 1.1 Понятие, функции и виды цен
    • 1.2 Функции цены
  • 2. Ценовая политика предприятия
    • 2.1 Понятие и цели ценовой политики
    • 2.2 Анализ ценообразующих факторов
    • 2.2 Оценка издержек производства
  • Заключение
  • Список литературы
  • 3. Практическая часть
  • Задание № 1.
  • Задание № 2.
  • Задание № 3.
  • Задание № 4.
  • Задание № 5.
  • Задание № 6.
  • Введение

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают реальное воздействие на движение материальных потоков, уровень доходности предприятия. Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, вопрос о ценах - это вопрос их существования и благополучия. Поэтому знание правил разумной ценовой стратегии и политики, этапов разработки цен, методов их установления - это вопрос финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия, средство достижения желаемых финансово-экономических результатов.

Цена представляет собой гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, а также важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров.

Все это делает данную работу достаточно актуальной.

Целью данной работы является рассмотреть цены и ценовую политику предприятия.

1. Теоретические аспекты цены

1.1 Понятие, функции и виды цен

Категория цены является одним из наиболее сложных экономических понятий, вызывающих споры среди экономистов, и до настоящего времени среди них нет единства по этому вопросу. В экономической теории выделяются два основных направления познания экономической природы цены: марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость, и австрийское (маржинальное), считающее, что базой цены является полезность товара. В основе первой лежит теория стоимости. В соответствии с ней в основе цены лежит стоимость товара, определяемая трудовыми затратами на его производство и необходимо различать две стороны труда - стоимость как выражение заложенного в товаре абстрактного труда и потребительная стоимость, как вещное выражение результатов труда. Здесь возникает противоречие: с одной стороны, товар - это выражение труда, а с другой - «ценность». Но на рынке покупатель платит одну цену, а не две - по затратам и по результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречия. Как именно оно разрешается в этой теории не объясняется. Советская политэкономия приняла закон стоимости как закон затрат. Согласно этой концепции цена - денежное выражение стоимости товара. Связь между ценой и стоимостью осуществлялась на основе затратного принципа, в рамках которого величина цены определялась путем суммирования затрат всех факторов производства в денежном выражении (издержек) на единицу товара, к которой прибавлялась определенная величина прибыли. Стоимостной подход имеет ряд недостатков: 1. все затраты признаются необходимыми уже на стадии производства; 2. не учитывается ценность товара для потребителей; 3. невозможно определить цену товаров, не являющихся предметами труда; 4. категории стоимости и труда носят абстрактный характер и неприменимы для оценки конкретного товара.[1]

Маржинальная теория цены противостоит марксистскому подходу, в рамках нее цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена на рынке. Маржинальная теория выделяет в качестве основы цены категорию «полезность». Базой цены здесь выступает предельная полезность, означающая прирост единицы продукции и определяемая по формуле:[3]

Пп= ДП / В (1.1)

где Пп - предельная полезность;

ДП - прирост величины полезности;

В - прирост объема производства.

Основные положения маржинальной теории были развиты и дополнены А. Маршаллом, который создал маржинальную теорию цены, объединившую в единую систему важнейшие понятия из различных учений. Основные принципы маржинальной теории цен:

1. Рассмотрение спроса и предложения как равнозначных факторов.

2. Достижение равновесия на рынке, рыночная цена - цена равновесия.

3. Учет и анализ соотношения спроса и предложения, их взаимосвязь с ценой в условиях чистой конкуренции: рост спроса и падение предложения при уменьшении цены и снижение спроса и рост предложения при ее увеличении.

В этой конструкции цена тяготеет к денежным издержкам, но эти издержки не связаны со стоимостью в марксистском понимании, а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют издержки. Новым в учении А. Маршалла является включение фактора времени в анализ цен: взаимосвязь между издержками и ценами зависит от того, за какой период (долгосрочный или краткосрочный) осуществляется анализ. Предложенный А. Маршаллом подход к формированию цены стал основой той части современной западной экономической науки.

Для понимания сущности цены целесообразно объединить различные подходы и рассмотреть понятие «стоимость» как категорию, выполняющую одновременно две функции: функцию учета затрат и функцию учета общественных потребностей, проявляющуюся в полезности товаров.

Исходя из всего вышесказанного можно дать следующее определение цены: цена конкретного товара есть денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, действующих в данное время. При этом рыночные цены обладают способностью самонастраиваться в зависимости от состояния экономики. Именно с этой точки зрения целесообразно рассматривать характер формирования цены.

1.2 Функции цены

Экономическое содержание цены проявляется в ее функциях. Как правило, выделяют пять важных функций:[5]

1) учетная;

2) стимулирующая;

3) распределительная;

4) функция сбалансирования спроса и предложения;

5) функция цены как критерия рационального размещения производства.

Учетная функция означает необходимость учета в цене всей совокупности затрат, связанных с производством и реализацией товаров. Реализуя учетную функцию, цена дает возможность, определить затраты различных ресурсов (трудовых и материальных) на производство товаров, сопоставить различные товары и услуги, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов.

Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: НТП; экономию затрат ресурсов; изменение качества продукции; изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование ценами НТП выражается в разработке и внедрении новой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, производстве новых видов продукции. Все это позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных и сырьевых ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается с помощью применения новых ценовых мероприятий.

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов и др.), а также использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы свободных, договорных (контрактных) цен.

Т. о., стимулирующая функция цены проявляется в том, что ее уровень служит материальным стимулом к применению прогрессивных и экономичных форм и методов общественного производства и наиболее эффективному использованию всех видов ресурсов общества.

Распределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, регионами страны, социальными группами, т.е. происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения. Механизм такого перераспределения заключается в том, что часть стоимости, созданная при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара. В результате цены одних товаров формируются ниже стоимости, цены других - выше стоимости.

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные или неблагоприятные условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.

Функция сбала...

Другие файлы:

Разработка ценовой политики предприятия
Экономическая сущность цены. Цена - как экономическая категория. Виды цен. Функции цены. Факторы ценообразования. Ценовая политика предприятия "Сан-Ой...

Понятие цены и ценовая политика предприятия
Понятие и функции цены, ее виды. Определение цены с ориентацией на конкуренцию. Метод "издержки плюс", минимальных затрат, надбавки к цене, целевого ц...

Цены и ценообразование на предприятии
Понятие цены и ценовая политика предприятия. Факторы и методы ценообразования, затратные методы полных, стандартных и прямых издержек, параметрические...

Ценовая политика промышленного предприятия на примере ООО "Мебель"
Экономическая сущность цены и ценовой политики предприятия, ее роль, функции, состав и структура; методы формирования. Анализ финансово-хозяйственной...

Система цен и ее структура
П Л А НI. Введение стр.1II. Виды и структура цен:1. Какие бывают цены или об оптовых и розничных цен. стр.22. Внешние факторы процесса ценообразования...