Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Формирование эффективной системы управления затратами на предприятии машиностроения (на материалах ОАО "Ливгидромаш")

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Роль и место проблем управления затратами в развитии мирового и отечественного машиностроения. Объем реализации продукции по группам предприятий. Концепция управления затратами в системе менеджмента. Общая характеристика деятельности ОАО "Ливгидромаш".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дипломная работа

Тема: Формирование эффективной системы управления затратами на предприятии машиностроения (на материалах ОАО «Ливгидромаш»)

Введение

Рынок дает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.

Реализация рыночной экономики требует создания противозатратного и ресурсосберегающего хозяйственного механизма. Возрастание прибыли ведет к повышению роли учета факторов ее получения. При этом положительными факторами формирования прибыли является снижение производственных затрат на продукцию (работы, услуги), рост объема производства, улучшение качества и ассортимента изделий.

Учет затрат - важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производстве растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной деятельностью самостоятельно должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов продукции (работ, услуг), эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.

Управление производственными затратами представляет собой комплексный процесс, охватывающий нормирование и планирование, учет и анализ затрат на производство, контроль за их формированием и расходованием.

Процесс управления затратами направлен на снижение себестоимости, т.е. выявление резервов.

Под резервами снижения себестоимости продукции следует понимать объективную возможность ее удешевления в результате управления факторами использования производственных ресурсов, опережающий прирост производительности труда по сравнению с приростом средней заработной платы, эффективное использование средств производства на основе НТП, передового опыта, соблюдение режима экономии, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Выявление резервов способствует повышению экономической эффективности производства, снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Поэтому обоснование и выявление резервов снижения себестоимости промышленной продукции в условиях рыночной экономики, является актуально.

Целью комплексной дипломной работы является выявление резервов снижения себестоимости продукции промышленного предприятия и разработка рекомендаций по их реализации.

Реализация данной цели потребовала постановки и решения следующих задач:

- изучить роль и место проблем управления затратами на федеральном и региональном уровнях;

- исследовать экономический механизм формирования себестоимости продукции промышленных предприятий;

- изучить особенности управления себестоимостью продукции в современных условиях;

- исследовать особенности обоснования и реализации резервов снижения себестоимости продукции в современных условиях хозяйствования;

- проанализировать основные показатели деятельности предприятия за три последних года;

- провести анализ производственных затрат и себестоимости продукции промышленного предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Ливгидромаш».

Предметом исследования является процесс формирования себестоимости продукции, выявление и реализация резервов ее снижения в условиях рыночной экономики.

1. Современное состояние и проблемы управления затратами на предприятиях машиностроения

1.1 Роль и место проблем управления затратами в развитии мирового и отечественного машиностроения

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. За счет ее функционирования в течение последних четырех лет создается в среднем 15% ВВП. В настоящее время на машиностроительных предприятиях работает 34,5% трудоспособного населения от занятого в промышленности в целом. Машиностроение является материальной базой реализации научно-технического прогресса, одним из основных центров генерации, распространения и применения новых знаний, инноваций, высоких технологий. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области конструирования, современных технологий и оборудования. Ведь высокий уровень расходов на исследования и разработки - залог постоянной и интенсивной инновационной активности.

Этот факт подтверждают расчеты, проведенные на основе данных официальной статистики. Так, показатель наукоемкости, определяемый как отношение отраслевых затрат на НИОКР к объему производства, в машиностроении и металлообработке за 2000-2004 гг. колеблется в пределах 1,5-2,3%; доля инновационной продукции в общем объеме составляет 6,9-10,0%; соотношение затрат на инновации и инвестиций в основной капитал имеет наивысшее значение по промышленности в целом и колеблется в пределах 34,3-49,4%.1 Машиностроение имеет самый высокий показатель технологической интенсивности производства (количество передовых технологий в расчете на 1 млрд. руб. продукции) - 46,1. Технологическая интенсивность, рассчитанная как отношение количества используемых передовых промышленных технологий к численности работающих, так же здесь имеет наибольшее значение (13,5).

Следует отметить, что машиностроение хотя и находится в авангарде отраслей российской промышленности по значению инновационных показателей, но существенно уступает зарубежным аналогам. Во-первых, средний уровень наукоемкости в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) превышает 3,5%, в США в 90-е годы наибольшее значение данного показателя имели авиаракетная промышленность (12,9%), научное приборостроение (12,4%), электротехническая и электронная промышленность (6%). Во-вторых, вследствие активного инновационного развития в странах ЕС за счет машиностроения создается около 30% ВВП.

К сожалению, по оценкам аналитиков перспективы развития машиностроительного комплекса весьма пессимистичны. С одной стороны, потребность в продукции отечественных машиностроительных предприятий имеет устойчивую тенденцию к росту. Это происходит вследствие увеличения масштабов деятельности других отраслей российской экономики, которые выступают активными потребителями машиностроительной продукции. Рассматривать как альтернативу приобретение продукции машиностроительного профиля у иностранных производителей не всегда целесообразно. Как показывает практика, стоимость отечественного аналога обходится потребителю гораздо дешевле. По таким направлениям как тяжелое машиностроение, химическое и нефтяное, кораблестроение Россия является одним из мировых лидеров в области качества. С другой стороны, машиностроительные предприятия в последнее десятилетие столкнулись с рядом серьезных проблем: недозагруженность производственных мощностей, вытеснение с внутренних рынков отечественных производителей машин и оборудования иностранными, слабая (по сравнению с зарубежной) инновационная деятельность, низкий уровень заработной платы среди квалифицированных кадров.

Поэтому представляет интерес характеристика экономического положения машиностроительного комплекса в структуре российской экономики, анализ основных макроэкономических показателей с целью определения «слабых мест» развития отрасли и для выявления методов повышения ее инвестиционной привлекательности. Следует отметить, что основные показатели деятельности машиностроения за 2007-2008 гг. приведены по следующим видам экономической деятельности: «Производство машин и оборудования», «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «Производство транспортных средств и оборудования», статистические данные обобщены и переведены в отраслевую классификацию.

Рассмотрим структуру промышленного производства, которая, как справедливо отмечается в научной литературе, за годы реформ претерпела существенные качественные изменения: отмечается рост добывающего сектора экономики и серьезное замедление развития обрабатывающих производств. Например, с 1990 г. по 2008 г. удельный вес доли машиностроения в промышленном производстве России сократился с 22,9% до 14,1%; топливной промышленности - вырос в 2,5 раза (таблица 1).

В частности, в Новой Российской энциклопедии отмечается: продукция российского машиностроения в последнее десятилетие XX века имела тенденцию к сокращению и составляла в 1996 г. 39% от уровня 1990 г., а в 1998 г. - 37%.

Следует отметить, что данные, представленные в таблице 1, не отражают влияние цен, отраслевая структура которых за анализируемый период изменилась еще в большей степени. В 2000 г. по сравнению с 1990 г. за счет увеличения цен доля нефтедобывающей промышленности возросла в 5 раз, доля машиностроения сократилась на 41,5%.

Выявлены следующие факторы, оказывающие влияние на динамику цен: монополизм производителей первичного сырья, ограниченность внут...

Другие файлы:

Формирование эффективной системы управления основными средствами предприятия (на материалах ОАО "Ливгидромаш")
Современное состояние, проблемы и перспективы развития управления основными средствами предприятий машиностроения в России. Оценка внешней среды ОАО "...

Формирование системы проектного менеджмента на промышленном предприятии (на материалах ОАО "Ливгидромаш")
Современное состояние и перспективы развития проектного менеджмента на предприятиях машиностроения в России и за рубежом. Анализ показателей финансово...

Формирование эффективной системы управления маркетинговой деятельностью предприятия (на материалах ОАО "Ливгидромаш")
Тенденции и особенности маркетинговой деятельности предприятий машиностроения в России и за рубежом. Концепция управления маркетинговой деятельностью...

Формирование эффективной системы управления маркетинговой деятельностью предприятия машиностроения (на материалах ОАО "Автоагрегат")
Роль и место проблем управления маркетинговой деятельностью предприятий машиностроения в России и мировой экономике, отраслевые особенности на региона...

Совершенствование управления мотивацией труда на промышленном предприятии (на материалах ОАО "Ливгидромаш")
Мотивация трудовой деятельности как управленческая категория, система и процесс. Суть мотивационных теорий и направлений. Внешняя среда, структура и ф...