Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Формирование тарифов для потребителей энергосистем

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Ценообразование как процесс формирования цен на товары и услуги, определяющие его критерии и факторы, степень их влияния. Формирование тарифов для потребителей энергосистем, анализ вариантов данного процесса. Определение розничной цены изделия на рынке.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

26

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: "Формирование тарифов для потребителей энергосистем"

Введение

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено влиянию многих факторов.

На современном этапе экономического развития ценообразование для государств с переходной экономикой как непременное условие перехода к рыночным отношениям приобретает первостепенное значение.

Теоретические и практические аспекты формирования цен являются основой подготовки экономистов, менеджеров и маркетологов в государствах с рыночной экономикой.

Ценообразование является наиболее сложным и важным элементом законодательной и исполнительной деятельности государства, функционирования производителей товаров и услуг. В ценах концентрируются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества. Не случайно успех перехода к рыночным отношениям большинство специалистов связывают с проведением реформы ценообразования, созданием нового механизма формирования цен и их государственное регулирование. Без гибкого и действенного механизма управления ценами нельзя представить себе развитой рынок.

Система ценообразования должна стимулировать ускорение научно-технического прогресса, способствовать ресурсосбережению и структурной перестройке экономике. В рыночных условиях цена - это основной результативный показатель деятельности предприятия, который необходимо рассматривать не абстрактно - изолированно, а в системе различных взаимосвязей, в том числе общегосударственных. Цены должны учитывать потребности человека, способствовать созданию условий для повышения благосостояния населения.

Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией РБ определяет президент РБ, регулирование и контроль за ценообразованием осуществляют государственные органы.

Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности любой организации.

Становление национальной экономики РБ, её включения в международное разделение труда выдвигают задачи по созданию такого механизма хозяйствования, который бы отвечал современным требованиям научно-технического прогресса в целях обеспечения экономической стабильности развития страны и экономического роста. Мировой рынок, благодаря научно-техническому прогрессу, наполнен огромным количеством товаров и услуг. Рост мирового производства сопровождается углублением его специализации, возрастанием обмена товарами и распространением новых технологий, как рамках национальной экономики, так и между странами. С товарообменом непосредственно связано ценообразованием на мировых рынках товаров, услуг, финансов, капиталов, рабочей силы.

Основным документом, устанавливающим правовые основы государственной политики в области ценообразования в РБ, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, а также права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, является Закон РБ «О ценообразовании».

Формирование тарифов для потребителей энергосистем

Большинство ключевых проблем развития электроэнергетики: будь то производство, передача и распределение энергии, модернизация основных производственных фондов, взаимодействие энергоснабжающих организаций, потребителей и органов государственного управления, безопасность в энергетике или надежность системы энергообеспечения в целом, всегда оказываются связанными с тарифами на электрическую и тепловую энергию. В структуре тарифов отражаются все проблемы отрасли. Более того, устаревшие и экономически необоснованные подходы к тарифообразованию приумножают эти проблемы.

Базовыми проблемными вопросами тарифной политики энергетической отрасли Республики Беларусь являются:

1) Отсутствие системности в сфере тарифообразования на энергоносители и подмена собственно тарифной политики механизмом автоматической индексации тарифных ставок;

2) Методологическое несовершенство тарифообразования на тепловую и электрическую энергию;

3) Экономическая необоснованность тарифов для отдельных групп потребителей;

4) Слабое методологическое обеспечение тарифообразования;

5) Малое число существующих тарифных планов (видов тарифных ставок и способов оплаты за потребленные энергоносители), что отражает недостаточный уровень использования встроенных механизмов экономического управления энергопотреблением;

6) Неконкретный характер нормативно-правовой базы, что не способствует транспарентности ценообразования;

7) Перекрестное субсидирование между группами потребителей и видами энергии;

8) Высокая зарегулированность тарифообразования, слабое использование рыночных механизмов ценового балансирования спроса и предложения и ряд других проблем.

Можно сказать, что нынешняя система тарифообразования Республики Беларусь уступает даже той, которая была в период Советского Союза.

Под тарифной политикой электроэнергетической отрасли понимается научно обоснованная система формирования тарифов на энергоносители, которая построена на определенных принципах и включает конкретные методы и модели тарифообразования, закрепленные в нормативных актах. Цель тарифной политики - повышение эффективности производства и потребления энергии путем создания соответствующих экономических стимулов. Таким образом, тарифная политика - это экономический инструмент управления энергопотреблением, который должен быть выстроен не менее эффективно, чем существующая в республике система административного контроля за потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) путем доведения до потребителей целевых показателей энергосбережения. В условиях, когда потенциал реализации сравнительно малозатратных энергосбережающих мероприятий практически исчерпан, основное внимание должно быть направлено на экономическую мотивацию потребителей оптимизировать потребление ТЭР.

В обобщенном виде суть основных принципов эффективной тарифной политики электроэнергетической отрасли формируется следующим образом:

1) тарифная политика должна стимулировать производителей и потребителей энергоносителей разрабатывать и внедрять энергоэффективные технологии и снижать затраты на всех стадиях их производства, продажи, распределения и потребления;

2) государственное регулирование тарифов должно обеспечивать самофинансирование энергоснабжающих организация, независимо от форм собственности и исходя из рациональных потребностей в энергии, требуемого резерва генерирующих и транспортных мощностей, запасов топлива с учетом энергетической безопасности, получения энергоснабжающими организациями прибыли, создающей заинтересованность инвестировать в активы электроэнергетики;

3) тарифы на все виды электроэнергии должны обеспечивать сбалансированность социально-экономических интересов производителей и общества, ликвидацию перекрестного субсидирования льготируемых групп потребителей с принятием адекватных мер по защите малоимущих;

4) у потребителя должен быть максимальный выбор тарифных планов, предусматривающих гибкую систему оплаты, а тарифные ставки должны дифференцироваться по времени года и суток, по параметрам (напряжение, давление, температура и т.п.) и регионам с целью полного отражения тарифами затрат на энергообеспечение потребителей;

5) процесс формирования и утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию должен быть открытым и доступным для потребителей и общественности на всех стадиях;

6) установление и оперативное корректирование тарифов на все виды энергоносителей по утвержденным методикам должны осуществлять специальные регулирующие органы, независимые от энергосберегающих операций;

7) по мере реализации планов структурной перестройки электроэнергетической отрасли, формирования полноценного энергетического рынка и его инфраструктуры государственный контроль за ценами и тарифами будет сокращаться, а основным движущим механизмом снижения затрат станет конкуренция производителей и поставщиков энергии.

В Республике Беларусь применяется в основном два вида тарифов на электроэнергию: одноставочный и двухставочный. Это самые простые виды тарифов, которые были приняты ещё в СССР, и сейчас, наряду с более эффективными тарифными системами, используются во всех странах СНГ.

При одноставочном тарифе потребители оплачивают электроэнергию по ставке 1кВт пропорционально потребленному количеству. Одноставочные тарифы применяются для расчета с коммунально-бытовыми потребителями, населением, государственными учреждениями, общественными организациями, промышленными предприятиями с небольшой присоединенной мощностью (менее 750 кВА), с производственными сельскохозяйственными потребителями, предприятиями, эксплуатирующими электрифицированный транспорт. Одноставочные тарифы устанавливаются едиными для всех стран, но дифференцированными по группам потребителей. Для населения одноставочный тариф дифференцирован в зависимости от наличия или отсутствия электроплит. Кроме того, существует дифференциация по ночному и дневному времени использования электроэнергии для отопления и подогрева вод...

Другие файлы:

Применение тарифов на электрическую энергию и мощность для потребителей
Категории надежности потребителей электроэнергии. Основные режимы работы электроприемников. Порядок применения тарифов на электрическую энергию и мощн...

Расчет тарифов на электроэнергию для различных групп потребителей в случае выхода крупных потребителей на оптовый рынок
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениеВысшего профессионального образования"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛ...

Формирование тарифов на авиаперевозки
Правила, соблюдаемые пассажиром и агентом по продаже билетов в процессе бронирования. Формы предоставления и содержание плана движения воздушного судн...

Построение международных тарифов
Международные тарифные пассажирские маршруты, тарифные компоненты, построение неопубликованных пассажирских тарифов. Мильная система, оформление тариф...

Проектирование электрических сетей
Важной особенностью развития ЭЭС является обеспечение надежного и бесперебойного питания потребителей. Бесперебойность электроснабжения воплощает в се...