Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Формирование предпринимательских инициатив у студентов экономических специальностей

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие и сущность предпринимательской деятельности: виды, функции и структура, модель качества. Методические основы формирования предпринимательских инициатив у студентов экономических вузов. Анализ опыта поддержки молодежного бизнеса в г. Пензе РФ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СодеРжание

введение

1. Теоретические и методические основы формирования предпринимательских инициатив у студентов экономических специальностей

1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности

1.2 Место и роль предпринимательства в системе профессионального образования

1.3 Методика проведения исследования

2. Анализ процесса формирования предпринимательских инициатив у студентов экономических специальностей

2.1 Анализ российского и пензенского опыта создания молодежных предприятий

2.2 Общая оценка процесса формирования предпринимательских инициатив у студентов экономических специальностей

2.3 Анализ перспективы формирования предпринимательских инициатив у студентов экономических специальностей

3. Разработка рекомендаций по формированию предпринимательских инициатив

Заключение

Библиографический список

1. Теоретические и методические основы формирования предпринимательских инициатив у студентов экономических специальностей

1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя -- как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции -- так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно -- с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, -- «интракапитал».

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала -- капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Предпринимательство -- это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

* собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

* наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);

* индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

* государственного или муниципального служащего;

* менеджера (управляющий чужим предприятием);

* пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

* учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

* безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

* занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

* вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей -- результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента -- будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий -- это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель -- не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).

Размещено на

Размещено на

Рис. 1 Субъекты предпринимательской деятельности

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном се...

Другие файлы:

MS EXCEL в расчетных задачах
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Информатика», и содержит необходимые теоретические све...

Английский язык для музыкальных специальностей
Учебное издание ориентировано на формирование и развитие лингвистической, коммуникативной и иноязычной учебной компетенций студентов.Пособие рассчита...

Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений
В монографии определены правовые основы саморегулирования как негосударственного регулирования предпринимательских отношений, показана специфика форм,...

Концепции современного естествознания. Материалы к семинарским занятиям
Учебное пособие для студентов экономических специальностей технических университетов.Представлены методические материалы к семинарским занятиям по кур...

Экономическая география
Подготовлено на основе типовых программ и учебно-методических комплексов поэкономической географии для студентов экономических специальностей высших у...