Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Улучшение хозяйственной деятельности предприятий стройматериалов в условиях рыночной экономики

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий стройматериалов. Методы совершенствования потребительских свойств продукции, расширения существующих рынков сбыта, внедрения инноваций, обеспечения лидерства предприятия в условиях конкуренции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Исследования эффективности хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики

1.1 Предприятие, как хозяйствующий субъект рыночной экономики

1.2 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов

1.3 Зарубежный опыт в формировании эффективной системы хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов

Глава 2. Повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов в условиях рыночной экономики

2.1 Эффективная инвестиционная политика, как важнейшее условие экономического развития предприятий строительных материалов

2.2 Современные методы эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов

2.3 Перспективы развития предприятий строительных материалов

Заключение

Списоки спользуемой литературы

Введение

Нынешний этап развития экономики Азербайджанской Республики, предъявляет качественно новые требования к проблемам развития и повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов.

Дело в том, что в период перехода к рыночной экономике в республике не были созданы необходимые условия для эффективной хозяйственной деятельности предприятий промышленности, в том числе предприятий строительных материалов, прежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действия в хозяйственной деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятий.

Исторический опыт развития зарубежных стран свидетельствует и доказывает, что хозяйственная деятельность предприятий строительных материалов наиболее эффективна в условиях рыночной экономики, для которой характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, свободное ценообразование, преимущество потребления по сравнению с производством.

Не секрет, что рыночные отношения расширили экономическую самостоятельность предприятий строительных материалов республики и их экономическую ответственность, что способствовало развитию хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Однако болезненный процесс адаптации их к новым условиям хозяйствования не закончился до сих пор. Причины этого кроятся как в рамках самих предприятий строительных материалов, так и во внешней среде. Оказавшись в рыночной среде и лишившись государственной поддержки, предприятия строительных материалов столкнулись с рядом проблем. К числу наиболее характерных из них, следует отнести:

* Незначительная доля инвестиций в предприятия строительных материалов, которая является причиной серьезного ухудшения финансового положения большинства предприятий.

* Насыщенность республики импортными строительными материалами и незащищенность отечественных предприятий строительных материалов.

* Низкая конкурентоспособность продукции, а также бесхозяйственность и несамостоятельность предприятий строительных материалов;

* Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятий строительных материалов для акционеров, потенциальных инвесторов и кредиторов. Неэффективная система управления на многих предприятиях строительных материалов.

Перечисленные проблемы свидетельствуют, что, несмотря на имеющуюся в Азербайджане острую необходимость в продукции предприятий строительных материалов, большинство предприятий еще находятся в кризисном состоянии. Однако, роль предприятий строительных материалов на современном этапе структурных преобразований и переориентации экономики на рыночные рельсы развития высокая. Для реконструкции и развития имеющихся предприятий строительных материалов в Азербайджане необходимо стимулировать привлечение иностранных и частных инвестиций.

Цель работы - показать состояние предприятий строительных материалов в новых условиях хозяйствования и в основных чертах тенденции и направления их дальнейшего развития.

Работа основана на изучении литературы и статистических материалов Государственного Комитета Азербайджанской Республики по Статистике.

В работе раскрывается сущность и содержание экономической категории "предприятие", применительно к рыночной экономике; исследована методика оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий, а также на основе зарубежного опыта, обоснована система принципов и направлений формирования эффективной системы хозяйственной деятельности предприятия, следуя которым каждое предприятие может выработать свою собственную стратегию хозяйственной деятельности.

Глава 1. Исследования эффективности хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики

1.1 Предприятие, как хозяйствующий субъект рыночной экономики

В условиях рыночной экономики, предприятие должно обеспечить интересы, как потребителей, так и производителей. На основе этого, можно дать следующее определение предприятию:

Предприятие - это основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий свою деятельность, которая включает в себя четыре стадии: производство продукции, реализация продукции, оказание услуг с целью удовлетворения потребностей покупателей, получение прибыли производителем.

Различают несколько специфических характеристик современного предприятия.

1. самостоятельность: имеет право распоряжаться обособленным имуществом по своему усмотрению, свободен в принятии решения, что и сколько производить, как реализовать;

2. независимость: обладает правами юридического лица, т.е. способен выступать на рынке от своего имени;

3. обособленность: все решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются в соответствии с его внутренними возможностями;

4. организационное единство: определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

5. коммерческий расчет: самостоятельно сопоставляет результаты и затраты, проводит свою учетную, инновационную, инвестиционную, социальную и другую политику, организует бизнес-планирование, маркетинговые исследования;

6. ориентация на максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей: выпуск продукции, пользующего спросом и получение прибыли с учетом своих возможностей;

7. экономическая заинтересованность: получение максимально возможной прибыли, может обеспечить его техническое и экономическое развитие и выполнять обязательства налогоплательщиков;

8. стабильность в деятельности: экономичность, финансовая устойчивость и прибыльность;

9. ответственность за результаты хозяйственной деятельности и хозяйственный риск: само получает прибыль и несет убытки за счет прибыли.

Перечисленные важнейшие характеристики предприятия взаимосвязаны и действуют одновременно. Практическая их реализация осуществляется с помощью особого вида деятельности - хозяйствования.

По мнению экономиста В.П. Грузинова, под хозяйствованием следует понимать "деятельность, которая направлена не на изготовление продукции как таковой, а на создание возможности для ее производства, обмена и получения прибыли от реализации".

Хозяйственная деятельность предприятия, направлена на организацию производства продукции у себя, для себя и ради себя и включает определенные виды деятельности.

Рассматривая предприятие как единый организм для любого предприятия характерно наличие шести видов деятельности:

- техническая деятельность (производство);

- коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);

- финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

- деятельность безопасности (защита собственности людей);

- эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

- управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Усложнение взаимодействия с внешним окружением позволяет сегодня говорить о большом количестве общих видов деятельности современного предприятия: производственная, маркетинговая, финансовая, управленческая, инновационная, бизнес-планирование, учетная, информационная и деятельность социального развития. Эти виды деятельности характеризуют предприятие как производственно-хозяйственную единицу.

Однако необходимо учитывать тот факт, что на начальных стадиях своей деятельности каждое предприятия сталкивается со многими проблемами:

> найти себя в хозяйственном пространстве: 'предстоит изучить состояние рынка, предложения и спроса на ту или иную продукцию, предусмотреть всевозможные препятствия и ограничения, изучить возможность получения льгот. Таким образом, определяются общие условия инвестирования средств;

> установление специализации предприятия: предстоит оценить возможности будущих потребителей, получить всевозможные сведения о конкурентах, решить вопросы о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция;

> выбор фо...

Другие файлы:

Финансы предприятий в условиях формирования рыночной экономики
Особенности развития рыночных реформ в Украине. Модели формирования финансов предприятий в деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Формиров...

Прибыль в современных условиях
В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все до...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий
В учебнике изложены теоретические основы экономического анализа и диагностики, нашли отражение новейшие методики анализа результатов хозяйственной дея...

Налогообложение производственных предприятий в условиях рыночной экономики
История налогообложения производственных предприятий России. Налоги РФ, их зарубежные аналоги, уплачиваемые производственными предприятиями. Налогообл...

Финансы и финансовые ресурсы предприятий
Сущность и функции финансов, состав и источники финансовых ресурсов предприятия. Роль финансового менеджмента в условиях рыночной экономики. Анализ эф...